Вчера в акваторию Финского залива вошло судно с радиоактивными материалами из Германии. По сведениям экологов, груз – около тысячи тонн урановых «хвостов» (обогащенного гексофторида урана) – 16 января вышел из немецкого города Гронау и будет переправлен на Урал.
Завод в Гронау (немецкое подразделение корпорации URENCO) с 1996 года отправляет урановые «хвосты» в Новоуральск (Свердловская область), Северск (Томская область) либо Ангарск (Иркутская область), где они перерабатываются на местных химкомбинатах. По мнению экологов, лишь незначительная часть «хвостов» затем возвращается в Германию, а 90% ввезенных материалов попадает в российские отвалы. Зеленые утверждают, что хранилища ядерных отходов уже переполнены, и требуют остановить ввоз гексофторида урана в Россию.
Представители «Экозащиты» полагают, что «хвосты» везут в Россию потому, что европейским компаниям невыгодно их перерабатывать: утилизация отвалов может их разорить. Российские же атомщики за сносную цену согласились взвалить проблему на себя. Зеленые называют этот бизнес незаконным, поскольку законодательство РФ запрещает ввозить в страну любые радиоактивные материалы, кроме отработанного ядерного топлива (ОЯТ). «Хвосты», по мнению экологов, – это не ОЯТ, а отходы, большая часть которых элементарно складируется, то есть ухудшает экологическую обстановку.
Атомщики не согласны с мнением зеленых. Декан физико-технического факультета Уральского политехнического университета (УГТУ–УПИ) Владимир Рычков пояснил «НГ», что гексофторид урана – это не отходы, а материал для получения топлива для атомных станций. Схематично технология выглядит так: из обогащенного гексофторида урана после ряда операций делают специальные таблетки, набивают ими трубки, которые вставляются в активную зону реактора.
Производственники уверяют, что доля отходов, полученных из ввезенного гексофторида урана, невелика – своих подобных материалов значительно больше. То, что остается после выделения ценных компонентов, утверждают специалисты, не представляет опасности, а из отвалов можно получать материалы для работы реакторов на быстрых нейтронах. Владимир Рычков к развернутой активности экологов относится прохладно: «Конечно, ядерное топливо радиоактивное, но без него ведь замерзнут и зеленые, и коричневые».
Заведующий кафедрой ядерной энергетики УГТУ–УПИ Сергей Щеклеин утверждает, что наибольшую опасность представляют материалы, которые постояли в реакторе: чем дольше они находились в активной зоне, тем они радиоактивнее. Технология, кстати, допускает извлечение урана из старых трубок, переработку его и новое использование. «Поэтому об опасности немецких «хвостов» можно судить лишь после получения информации об их происхождении», – считает Щеклеин.
Координатор «Экозащиты–Екатеринбург» Ольга Подосенова сообщила «НГ», что «Экозащита» намерена обратиться в прокуратуру Мюнстера (Германия) с просьбой дать заключение о законности сделок российских атомщиков с корпорацией URENCO. Кроме того, экологи связались с немецкими коллегами и попросили привлечь к этому вопросу внимание германской общественности. Итогом подобных контактов, по словам Подосеновой, стало изменение традиционного маршрута опасного груза: груз из Гронау поначалу исчез из поля зрения зеленых, потом вместо Петербурга был обнаружен в Таллине, и вот теперь объявился в Финском заливе.
Акций протеста в связи с прибытием в Россию нового состава с «хвостами» экологи проводить не будут. В конце прошлого года в Санкт-Петербурге власти официально отказались разрешать проведение экологического пикета против прибытия судна с гексофторидом урана. После того как 11 ноября зеленые все же попробовали провести несанкционированную акцию, часть ее участников были задержаны, а затем их дела были переданы в суды по месту жительства. После такой жесткой реакции властей Северной столицы экологи думают, что им делать дальше. «Я уверена, – говорит Ольга Подосенова, – что мы расстроим этот бизнес. Но вот когда?»
Екатеринбург