– Виктор Александрович, вы были одним из первых «новых» аграриев, пришедших в политику. Почему вы это сделали?
– Еще работая директором совхоза, я избирался депутатом и горсовета, и областной Думы. Такой характер, активный. Но в конце 90-х почувствовал, что регионального уровня недостаточно для того, чтобы всерьез решать накопившиеся проблемы, влиять на те правила игры, которые предлагали новые рыночные условия. Тогда я принял предложение войти в состав правительства России, а после отставки кабинета министров Евгения Примакова остался на федеральном уровне уже как депутат Госдумы. Работая в суперлиберальном правительстве, может быть, впервые для той эпохи я заявил, что сельское хозяйство не может жить без госрегулирования, и потребовал прекратить гонения на крупные сельскохозяйственные комплексы в угоду искусственной фермеризации страны. В то время стоял под вопросом даже годовой план поддержки аграрной отрасли – считалось, что ей вообще не нужно помогать. В 1992 году в 5–6 раз подскочили цены на корма, денег для того, чтобы их купить, у предприятий не было, и в птицеводстве, например, начался просто тотальный мор. Ряд руководителей крупнейших птицефабрик пришли к председателю правительства требовать немедленных мер, чтобы спасти отрасль. Егор Гайдар сказал им примерно следующее: «Это рынок. Рынку сегодня ваши яйца не нужны, вы кур всех порежьте, а когда они нужны будут – разведите». Я тогда понял, что, если в правительстве будут только те, кто считает, что кур можно развести за один день, наша аграрная отрасль исчезнет. Это было мотивом к началу активного вхождения в политику.
– Как вы оцениваете нынешнее состояние российского сельского хозяйства?
– Основные ориентиры – активное таможенно-тарифное регулирование рынка, прогнозное планирование, зерновые интервенции – в отрасли были выработаны и объявлены нами еще в конце 90-х. Закон же о регулировании сельского хозяйства Госдума приняла только в 2007 году. Но мы его все же продавили, как и программу господдержки сельского хозяйства на ближайшие пять лет. Это очень серьезный прорыв в наших отношениях с государством. В земельном вопросе ситуация сложнее. В начале 90-х годов прошлого столетия землю бездарно, популистски разделили поровну среди всех живущих на селе. Раздача селянам по 2–3 га земли породила огромную армию неэффективных мелких наделов, которые, с одной стороны, трудно выделить в натуре, с другой – невозможно обрабатывать по правилам агрономии. Сегодня в стране до 20% паев не востребовано, то есть зарастают бурьяном. К сожалению, активность правительства в этом вопросе мала, а у депутатов не хватало ресурсов для того, чтобы довести начатые изменения до конца. Сейчас мы пытаемся в очередной раз, учитывая опыт последних лет, внести поправки в земельное законодательство.
– Какие отрасли российского сельского хозяйства будут развиваться наиболее активно, что будет меняться в ближайшее время?
– Для развития аграрного производства сегодня закладывается фундаментальная основа благодаря среднесрочным кредитам для аграриев с процентной ставкой, субсидирование которой берет на себя государство. В 2011 году субсидированных кредитов будет выдано в 26 раз больше, чем в нынешнем. Это значит, что практически каждый, кто работает на земле, сможет получить деньги на нужды своего производства. Госпрограмма предлагает еще ряд существенных шагов в поддержку сельского хозяйства. Я считаю, что наш главный ресурс – не нефть и газ, а эффективное производство продовольствия. Сельское хозяйство России обязательно окрепнет и будет кормить не только нашу страну, но и Европу и Азию. Наши задачи сформулированы в программе развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка до 2012 года – создать экономические предпосылки движения бизнеса в этом направлении, обеспечить инфраструктуру для производства новых видов продукции, таких как рапс, и обеспечить России продовольственную безопасность. Начало процессу положено – нацпроект «Развитие АПК» уже развернул общество в сторону села, и сейчас в России настало время сельского хозяйства. В него поверили, сделали большие преференции, и наша задача – не упустить этот шанс.