Кирсан Илюмжинов не ожидал столь резкой критики со стороны мэра Элисты.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Первым предложение об отставке сделал Кирсан Илюмжинов. По словам мэра Элисты, глава республики встретился с ним 31 декабря 2007 года и предложил досрочно и добровольно сложить полномочия. В качестве аргументов для отставки Бурулова президент Калмыкии привел низкий уровень жизни элистинцев, интенсивную миграцию городской молодежи в другие регионы РФ, а также необходимость омоложения кадров в органах власти и управления Калмыкии.
Напомним, что именно под лозунгом «омоложения» в начале декабря 2007 года было отправлено в отставку республиканское правительство Анатолия Козачко, а затем в конце декабря распущен Народный хурал (парламент) Калмыкии (см. «НГ» от 27.12.07). Впрочем, Радий Бурулов, который на год моложе Илюмжинова, добровольно расставаться со своим креслом отказался.
После упомянутого разговора глава республики, по словам элистинского мэра, «стал оказывать целенаправленное давление на председателя Элистинского городского собрания Сергея Тадонова, моих заместителей, руководителей отраслевых и функциональных органов мэрии, руководителей муниципальных предприятий и учреждений, чтобы те оказали на меня воздействие в принятии решения об отставке».
Кроме того, по словам Бурулова, 1 января 2008 года к начальнику УБЭП МВД по Республике Калмыкия Вячеславу Чудутову были вызваны первый заместитель мэра Элисты Александр Ермошенко и директор МУ «ДЕЗ» Константин Шурунгов. В ходе беседы Чудутов якобы предупредил приглашенных, что в случае отказа мэра Элисты добровольно сложить полномочия, подразделения МВД республики немедленно начнут внеплановую проверку финансово-хозяйственной деятельности мэрии и муниципальных предприятий. А также, мол, будут применены меры оперативного характера в отношении руководителей города.
На встрече с заместителями мэра Элисты 4 января Кирсан Илюмжинов, по словам участников беседы, заявил, что отныне руководство городом он берет на себя, а также поручает правительству республики исполнение бюджета Элисты и управление городскими землями. По сути, это требование означало введение в Элисте прямого республиканского правления и приостановление действия Федерального закона «О местном самоуправлении».
Радий Бурулов с ответным ходом не задержался. 9 января он собрал экстренное заседание городского собрания, на котором выступил с жесткими обвинениями в адрес главы республики. По словам Бурулова, за те 15 лет, что Кирсан Илюмжинов руководит республикой, «социально-экономическое состояние Калмыкии ухудшается из года в год, что является итогом политической нестабильности в руководстве регионом. За это время Илюмжинов восемь раз менял состав правительства, и каждый раз именно правительство республики оказывалось виновным во всех бедах. Однако кто как не Илюмжинов является главой исполнительной власти?» В заключение Бурулов, в свою очередь, предложил Кирсану Илюмжинову добровольно сложить полномочия и уйти в отставку.
Жесткое заявление элистинского мэра имело эффект разорвавшейся бомбы. До сих пор такие обвинения в адрес Илюмжинова позволяла себе лишь жестко оппозиционная газета «Советская Калмыкия». Тираж «Элистинской панорамы» – печатного органа городских властей, в котором был напечатан текст выступления мэра, – раскупили менее чем за час. Ксерокопии заявления некоторые предприимчивые горожане продавали в людных местах по 100 руб. за экземпляр. По словам пресс-секретаря мэра Элисты Бориса Бастаева, сразу после выступления Бурулова республиканские СМИ фактически объявили информационную блокаду руководству калмыцкой столицы.
Элиста