Военнослужащие чеченских батальонов специального назначения «Запад» и «Восток» 42-й мотострелковой дивизии Минобороны переброшены в Южную Осетию и Абхазию. Это вчера в интервью одному из электронных СМИ признал бывший командир батальона «Запад», а ныне заместитель военкома Чечни Герой России Саид-Магомед Какиев.
Сообщения о присутствии чеченского спецназа в составе миротворческих контингентов, несущих службу в Южной Осетии и Абхазии, стали появляться после того, как Международный олимпийский комитет утвердил Сочи местом проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году. Однако до сих пор эта информация категорически опровергалась российскими военачальниками.
Между тем, по словам Саид-Магомеда Какиева, «часть батальона «Запад» находится в зоне грузино-абхазского конфликта, часть проходит подготовку к выполнению миротворческой миссии, часть занята на операциях в Чечне». Что касается батальона «Восток», то, по словам его командира Сулима Ямадаева, бойцы этого подразделения действуют в Южной Осетии.
По мнению бывшего заместителя командующего Группой российских войск в Закавказье генерал-лейтенанта Юрия Неткачева, чеченцев направили в Абхазию, «чтобы нейтрализовать возможные боевые действия со стороны Грузии, направленные на срыв Олимпиады в Сочи». Косвенно это подтверждает и сам Какиев, в частности, утверждая, что силы батальона «Запад» находятся на направлении возможного главного удара со стороны Грузии: «Мы выдержим. Чеченцы не боятся потерь и готовы умереть, но выполнить боевую задачу».
По словам офицера, в произошедшей в ноябре жесткой стычке российских миротворцев и грузинского спецназа (при участии президента Грузии Михаила Саакашвили) участвовали именно чеченские военнослужащие. Данный инцидент показали практически все мировые телевизионные каналы. «Вы наверняка видели один из недавних инцидентов, когда грузинский полицейский спецназ отнял БТР у российских солдат-срочников из миротворческого контингента, – говорит Какиев. – Но провокаторам не повезло: наши (миротворцы из батальона «Запад») проводили в том месте патрулирование. И грузинский спецназ, и всех тех, кто пришел к нему на подмогу, они «оторвали». Тут же на месте инцидента оказался Саакашвили в окружении журналистов, спросил у нашего офицера по-чеченски: «Ты чеченец?» и завел песню: «Мы же братья, кавказцы. Это русские хотят нас стравить». Но на солдат и офицеров «Запада» это не произвело впечатления. Потому что костяк батальона составляют те, кто еще с 1994 года боролся с врагами России с оружием в руках».
Заметим, что в батальон «Запад», который подчиняется исключительно Генштабу ВС РФ, категорически не допускаются бывшие сторонники сепаратистского движения в Чечне.
Как рассказал «НГ» участник миротворческих миссий ООН в Анголе полковник запаса Вячеслав Патенко, по международным правилам, в Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в зонах конфликтов не должно быть боевых подразделений, тем более спецназа. По мнению Патенко, информация Какиева сильно преувеличена. Практически аналогичное заявление сделал для «НГ» и помощник главкома Сухопутных войск ВС РФ полковник Игорь Конашенков. По его словам, «подразделений спецназа, в том числе и из чеченского батальона «Запад», ни в Абхазии, ни в Южной Осетии нет». Однако он не исключил, что в составе миротворческих батальонов могут находиться военнослужащие-чеченцы, в том числе проходившие, возможно, службу в составе 42-й мотострелковой дивизии: «В РФ действует экстерриториальный принцип комплектования войск. И в состав миротворческих подразделений набирают военнослужащих из различных регионов и различных национальностей – русских, кабардинцев, ингушей, чеченцев┘»
Игорь Конашенков заявил, что в приведенных выше словах Саид-Магомеда Какиева о том, что у военнослужащих-срочников якобы отняли БТР, есть явная некорректность: «В составе миротворческих сил действуют только солдаты и сержанты контрактной службы, прошедшие специальную миротворческую подготовку».
Впрочем, генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в 1998–2001 годах готовил подразделения специального назначения для охраны тогдашнего лидера Аджарии Аслана Абашидзе, считает вполне достоверной информацию Какиева: «Легенда у спецназовцев может быть любая – миротворцы, инженеры, саперы, наблюдатели┘ Никто в Минобороны или МИД РФ официально не подтвердит их присутствие в составе КСПМ. Но если они есть в наших группировках в Абхазии и Южной Осетии, то это правильно. Именно чеченские боевые подразделения сыграли решающую роль в разгроме грузинских войск в Абхазии в 1993 году. У них есть колоссальный боевой дух и опыт. И, конечно, Генштаб этот опыт и дух должен использовать в регионах, где у России есть свои геополитические интересы».
В 1992–1993 годах чеченским «Исламским батальоном» в Абхазии руководил Шамиль Басаев. Он даже был заместителем министра обороны Абхазии. «Исламский батальон», прославившийся своими зверствами, противостоял грузинским войскам и ополченцам. В 1996 году Генпрокуратура Грузии выдала санкцию на арест Басаева по обвинению в «действиях, направленных против грузинского государства на территории Абхазской автономной республики».