Во Владивостоке прошли очередные общественные слушания по строительству моста на остров Русский, где в 2012 году состоится саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. На повестке дня было предоставление земельного участка под будущий мостовой переход через пролив Босфор Восточный.
Претворением в жизнь давней мечты жителей краевой столицы займется омское научно-производственное объединение «Мостовик», выигравшее тендер на проектирование. «Мы рассматриваем два варианта проекта. Один – вантовый мост, второй – висячий, – рассказал гендиректор Олег Шишов. – Планируется, что он пройдет от полуострова Назимова (бухта Патрокл) по акватории пролива до мыса Новосильского (остров Русский)». По словам Шишова, мост построят на высоте 70 метров от зеркала моря, чтобы не мешать судоходству. Планируется создать четыре полосы движения. Длина эстакады составит 3,1 км, из которых 1,2 км пройдут над морской гладью.
Олег Шишов пообещал приморцам мост «выразительной архитектуры» – благодаря специальной подсветке сооружение будет видно издалека. Показать окончательный лик моста проектировщики обещают к концу декабря. Цена будущего сооружения – 15 млрд. руб. Между тем в светлую картину создания на Русском острова-сада изрядно добавил черной краски руководитель «Приморгидромета» Борис Кубай. Проектирование и строительство моста, по его словам, – сложнейшая задача, при решении которой должны быть учтены такие факторы, как климатические условия, высокая сейсмичность региона, непрерывность судоходства, экологическая нагрузка и т.д. Парадокс, правда, в том, что приморские синоптики не могут сказать, какие именно нюансы климата проектировщикам при этом надо учесть. Дело в том, что остров исконно был вотчиной военных, здесь не было метеостанций, не велись системные наблюдения за окружающей средой. Русский и сейчас не входит в так называемое штормовое кольцо, хотя при выходе тайфунов и южных циклонов к Приморью данные, полученные отсюда, о многом могли бы рассказать специалистам.
«На острове планируется строительство дорогостоящих объектов, сюда ждут иностранных гостей, туристов, – рассказал «НГ» Борис Кубай. – А сможем ли мы ручаться за их безопасность? Такие масштабные стройки требуют понимания, как на них будет воздействовать климат острова. Сейчас же проектировщики руководствуются климатическими данными Владивостока. Но то, что погода на Русском и материке разнится, знает даже ребенок. Так что в проекты будущего саммита закладываются заведомо неверные сведения».
Пришедшая на остров цивилизация в виде бизнес-центров, игровой зоны, гостиниц и т.д. увеличит и экологическую нагрузку на его бухты. Без постоянного мониторинга воды, воздуха и почвы ни о каких международных стандартах безопасности не может быть и речи. Но к предложению приморских метеорологов о строительстве на Русском гидрометеостанции краевая власть так и осталась глуха.
Вопросов к будущим проектам саммита сейчас множество. Историков, к примеру, волнует расположение площадок под опоры моста. На Русском она оказывается рядом с Новосильцевской и Назимовской батареями. В генплане Владивостока, который должен учитывать все исторические памятники, эти объекты указаны без охранных зон. Экологов тревожит, не приведет ли грандиозное строительство к нарушению природного равновесия. А жители паникуют, что, наобещав золотые горы, местная власть переселит их из обжитых мест, дав взамен мизерные компенсации за дома и участки.
Между тем предстоящий форум уже заметно поднял цены на жилье. В местных базах о продаже недвижимости даже пропали объявления о жилье на территориях, где предположительно будут строить мосты через бухту Золотой Рог и Босфор Восточный. За один месяц скромные и весьма «немолодые» квартиры в этих микрорайонах Владивостока подорожали на несколько десятков тысяч долларов.
При этом с завидным постоянством здесь начали вспыхивать пожары. Жители пяти ветхих домов уже остались без крыши над головой. Пожарные даже не отрицают, что причина возгораний – поджоги. Жильцы считают, что их квартал пытаются выжечь специально, а потом за бесценок скупить землю. Местная управляющая компания, уповая на будущее строительство, при этом не спешит откликаться на заявления клиентов – латать худые крыши или восстанавливать покосившиеся стены.
Владивосток