Владивосток может стать одним из пяти российских городов, в которых в скором времени появится рыбная биржа. По задумке Госкомрыболовства, эта структура вытеснит недобросовестных посредников и сделает невыгодными «серые схемы» при торговле морепродуктами. Новая структура должна заработать будущим летом.
В России работают около 5700 добывающих компаний, годовой объем вылова составляет 3,2 млн. тонн рыбы и морепродуктов на сумму более 5 млрд. долл. По информации краевого управления рыбного хозяйства, рыбохозяйственные предприятия Приморья добыли в этом году водных биоресурсов на 17 тыс. тонн больше, чем в прошлом. Более чем на 40 тыс. тонн вырос, например, лов минтая, приморскими рыбаками добыто 60 тыс. тонн сайры, что на 14 тыс. тонн больше уровня прошлого года.
Казалось бы, рыбаки – с уловом, а приморцы – со свежей рыбкой. Но глава Госкомрыболовства Андрей Крайний во время осеннего визита в Приморье зашел в рыбный магазин краевого центра и был крайне разочарован. «А где рыба, почему она такая дорогая?» – говорят, воскликнул чиновник. Удивляться было чему: при отпускной цене сельди в 20 руб. за килограмм на прилавках Владивостока она в четыре раза дороже. Это и есть черное дело перепродавцов, которому намерена противостоять рыбная биржа. Даже если часть рыбы, идущей на внутренний рынок, будет продаваться через биржу – это должно отразиться на розничной стоимости, которая, по мнению экспертов, снизится на 20%.
Сейчас российские рыбаки зачастую перегружают выловленную рыбу на иностранные транспорты прямо в море или идут в корейские, китайские или японские порты. Теперь российские суда будут вынуждены возвращаться к родным берегам. Но, чтобы принять промысловиков, не создавая им проблем, необходимо сначала подготовить «берег» – порты и портопункты. Необходимо максимально упростить процедуры таможенного, пограничного и других видов оформления уловов, на которых рыбаки теряют до трех суток и немалые деньги. По словам Андрея Крайнего, срок разгрузки должен составлять не более трех часов.
По словам директора ООО «Дальрыбпорт» Людмилы Талабаевой, совместно с пограничниками, таможенниками и другими государственными ведомствами будет создана рабочая группа, которая разработает предложения по поводу создания максимально эффективного механизма взаимодействия структур в перегрузке рыбопродукции.
В обустройстве «берега» государство возьмет на себя строительство причалов, модернизацию кранового хозяйства и подъездных путей. На эти цели планируется потратить около 30–35 млрд. руб. по разным целевым федеральным программам. Холодильными и перерабатывающими комплексами займутся частные инвесторы.
Есть и еще одна проблема. Сейчас продавать морепродукты за границу выгоднее, чем везти на российский берег. Отечественные банкиры не спешат выдавать деньги на подготовки судов к путине. Потому те берут кредиты в иностранных банках, а по счетам расплачиваются уловом. Таким образом, если начнет работать новая схема реализации морепродуктов, не исключено, что суда попросту не смогут выйти в море.
Несколько лет назад добытчики уже переживали «аукционно-квотную» реформу. Если история повторится и к новой бирже получат доступ избранные компании, они станут еще одним звеном в цепочке посредников. «Полагаю, что реально рыбная биржа начнет работать не скоро, – уверен президент ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморского края Георгий Мартынов. – Сейчас рыбодобывающие компании связаны контрактными обязательствами с отечественными и зарубежными покупателями. Их нельзя срывать, выставляя товар на биржевую площадку, где не договорные, а рыночные цены».
Владивосток