Клошары Северной столицы подняли руку за правые партии и коммунистов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Более 300 лиц без определенного места жительства посетили 2 декабря специальный участок для голосования в Петербурге. В отличие от большинства россиян, да и самих петербуржцев бомжи плохо поддержали президента, отдав «Единой России» только 40% голосов. Зато демократические ценности им оказались не чужды.
Как уже писала «НГ» (см. номер от 15.11.07), петербургский избирком одним из первых объявил об открытии специального участка для голосования бомжей. Его разместили в здании школы № 256 в центре Петербурга – на набережной канала Грибоедова. Участковая избирательная комиссия приготовила 2 тыс. бюллетеней. Пригодились, правда, лишь 340, остальные пришлось погасить. Как заявил председатель комиссии Александр Гнетов, расчет делался не на обычных бомжей, лежащих между мусорными баками, а на людей, которые по тем или иным причинам временно оказались без прописки. Впрочем, классические бомжи в день голосования тоже появлялись на участке. Возможно, они рассчитывали на бесплатный обед или иной вид поощрения гражданской ответственности, но их ждали только бюллетени и урны. Максимум, на что можно было рассчитывать, – чай с булочками, но уже за деньги.
Не исключено, что этим объясняется низкий результат партии власти, получившей только 40% голосов. Даже для Питера это маловато. Зато демократов городские бездомные поддержали по полной программе. На втором месте впервые в истории России оказалось «Яблоко» – ему питерские бомжи подарили более 13% голосов. Они также поддержали «Союз правых сил», отдав ему почти 10%. За победу коммунизма высказалось более 12% бомжей. А вот партию Сергея Миронова петербургские бездомные, как выяснилось, не жалуют. На участке № 76 эсэры даже не преодолели 7-процентный барьер. Видимо, городские бомжи не верят в справедливость. Со скрипом в Государственную Думу на данном участке попала ЛДПР, набрав чуть более 7%.
«Я изначально говорил, что бомжи вряд ли дружно проголосуют за «Единую Россию», – утверждает политолог Дмитрий Перевязкин. – Это было бы подозрительно и наводило бы на мысли о фальсификации. Результаты по участку № 76 все равно на общую картину не могли повлиять. Зато теперь все выглядит так, будто у нас были соблюдены все нормы демократии: даже бомжи смогли проголосовать, причем выбрали оппозиционные партии».