Ингушетию, пожалуй, можно назвать единственной из северокавказских республик, где если не существует, то по крайней мере взращивается, не без участия властей, оппозиция. Организованные ею в сентябре и на прошлой неделе митинги протеста против коррупции, произвола власти и похищений людей оказались не только замеченными в Москве, резонансными по своим последствиям, но и привели к появлению нескольких лидеров. Первым успехом митингующих было освобождение незаконно задержанных братьев Магомеда и Адама Аушевых. Как выяснилось, причастными к преступлению были люди в погонах.
Накалу страстей в республике, или, как любят говорить местные чиновники, «дестабилизации ситуации», в немалой степени способствует сама власть. «Ситуация во многом становится схожей с атмосферой, царившей в Кабардино-Балкарии до октября 2005 года, – отметил в разговоре с «НГ» конфликтолог Арсен Мерзоев. – Тогда произвол, прежде всего милиции, привел к известным событиям в Нальчике. Это откровенно признал новый президент республики Арсен Каноков». Печальный опыт соседей, к сожалению, не пошел впрок руководству Ингушетии.
В Магасе отказываются вести диалог с теми, кто осмеливается высказывать иное мнение или отказывается молчать, когда исчезают их близкие. Между тем за последние годы в «самой молодой республике», как любит называть Ингушетию президент Мурат Зязиков, похищено до полутысячи человек.
Оппозиционных изданий нет, а имеющиеся сайты в виртуальной сети закрывают. На прошлой неделе к отцу одного из владельцев подобного портала Яхье Евлоеву пожаловали два десятка «уважаемых» людей и уговорили пожилого человека выступить по местному телевидению с обращением к сыну закрыть сайт. Президенту, мол, он не нравится.
Митинги или запрещают, или же их организаторы никак не могут найти учреждение, куда следует подать заявку на ее проведение. На этой неделе глава МВД в письменной форме потребовал от операторов связи отключить телефоны примерно десятку лиц, объяснив это в том числе мерами по противодействию экстремистам, сепаратистам и боевикам. Среди изгоев оказались три депутата Народного собрания Ингушетии Магомет-Сали Аушев, Баматгирей Манкиев и Муса Оздоев, правозащитники Руслан Бадалов – руководитель Чеченского комитета национального спасения и Шахман Акбулатов – председатель ингушского отделения «Мемориала», сопредседатели оргкомитета по проведению митинга Мухмед Газдиев и Микаил Яндиев и другие оппозиционеры.
Власти отбиваются, как могут. Достаточно было лишь сотни митингующих без плакатов и четких требований, без ораторов и обращений в инстанции, чтобы реакция Магаса оказалась выше всяких прогнозов. Не повезло правозащитникам «Мемориала» и съемочной группе РЕН ТВ, осмелившимся было осветить разгон митинга. Журналистов похитили из охраняемой гостиницы «Асса» (которая, кстати, принадлежит правительству республики), избили, ограбили и бросили в поле раздетыми. Заметим: о том, кто заселяется в гостиницу, властям становится известно с получением гостями ключей, и потому похищение журналистов тем более подозрительно.
Из складывающейся ситуации очевидно, что недовольство похищениями близких и произволом власти должно каким-то образом быть выражено. Если добиться правды не удается в кабинетах чиновников и ответственных лиц, а также на митингах и с помощью многочисленных обращений, то что остается делать людям? Власть предлагает вместо диалога дубинки. Что в ответ могут предложить протестующие? И кто ответит сегодня и завтра за «нежелательные последствия» в будущем, за искусственную эскалацию напряженности в Ингушетии?