Снова взрыв. И снова автобус. На этот раз на административной границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Пять человек погибли, тринадцать получили ранения. От рейсового «Икаруса», если судить по фото и видеорепортажам, остался один остов – транспортное средство выгорело после взрыва дотла.
Автобус следовал по маршруту из Пятигорска во Владикавказ. Пройдя путь по до границе с Северной Осетией, машина остановилась на так называемом Иранском посту, близ села Эльхотово, для проверки документов и осмотра. Стражи порядка не успели начать осмотр, как в задней части автобуса прогремел взрыв. "Интерфакс" сообщает, что четыре человека погибли на месте, еще один – пограничник Х.Габисов - скончался по дороге в больницу. На настоящий момент опознаны трое из пяти погибших. Среди жертв взрыва – девочка девяти лет. Десять пострадавших находятся в Центральной районной больнице в Эльхотово. Один человек находится в тяжелом состоянии.
По факту взрыва возбуждено уголовное дело двум статьям УК РФ - 205-й (терроризм) и 222-й (незаконное приобретение и хранение взрывчатых веществ). Следственные органы рассматривают несколько версий взрыва, однако основной, видимо, является теракт. Есть уже и некоторые «зацепки». По имеющейся информации, когда автобус следовал по территории Кабардино-Балкарии в селе Малка в салон вошли шесть человек. В Нальчике они покинули автобус, и вскоре на посту осмотра прогремел взрыв. Предполагается, что один из вошедших оставил в салоне автобуса бомбу. Что касается мощности взрывного устройства, то сначала речь шла о 1.5 кг в тротиловом эквиваленте, теперь же говорят о 300-500 граммах. Предполагается, что взорвалось безоболочное устройство с поражающими элементами.
Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров побывал на месте происшествия. "Я вчера вечером был на месте случившегося. Ознакомился с деталями происшедшего. В настоящее время мы устанавливаем все необходимые данные погибших и пострадавших пофамильно и определим размеры материальной помощи им", - сказал Т. Мамсуров агентству "ИНТЕРФАКС-ЮГ". Руководитель Главного Следственного управления СКП РФ по ЮФО Борис Салмаксов отметил, что основной версией остается версия преступления террористической направленности. Утром 23 ноября правоохранительные органы продолжили работу на месте взрыва. По словам Салмаксова, "необходимо выполнить объем следственных мероприятий, провести экспертизы". Глава следственного управления не исключил, что бомбу мог оставить кто-то из вошедших в автобус. "Глупо было бы исключать любую из возможных версий, в том числе и такую", - сказал он. Есть еще версия, что взрывное устройство было заложено вне автобуса. Хотя каким образом могли заложить бомбу прямо под носом у милиции - непонятно. К слову о тех шестерых, что вышли в Нальчике и которые вполне могут стать теми, кого начнут искать в первую очередь. В одном из блогов остроумно подмечено, что глупо закладывать бомбу вшестером, да еще так, чтобы их запомнил водитель и мог потом опознать. Тот же автор говорит еще об одной версии – техногенной. Состояние подвижного состава оставляет желать много лучшего. Тот самый взорвавшийся «Икарус», судя по фото, был 250-й модели. Эта модель прошла госиспытания в СССР в 1968 (!) году, после чего, в 70-м, эти машины стали поставляться на территорию нашей страны. Стоит ли говорить, что выпуск этих автобусов уже прекращен. Какого года был взорванный «Икарус» сказать сложно, но явно не новый. Автор блога говорит о том, что на машине было установлено газовое оборудование, которое вполне могло стать причиной взрыва.
Нынешнее преступление по стилю напоминает не так давно произошедший взрыв в Тольятти. Еще один наблюдательный блогер пишет: «И там, и здесь автобусы сильно обгорели, в них не осталось ни одного целого стекла, и там, и здесь очевидцы видели посторонних людей, которые сначала зашли, а перед взрывом якобы покинули автобус, и там, и здесь сразу появилась версия теракта, а потом ее сразу попытались опровергнуть┘ Темнят следственные органы!»
Первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин считает преждевременным давать оценку произошедшему. Он сказал, что это «может повредить следствию». В интервью "Интерфаксу" Александр Чекалин также отметил, что «есть перспективные направления деятельности, которые позволят установить виновных в этом преступлении».