«Союз правых сил» в Нижегородской области потерял очередного регионального лидера. 13 ноября руководитель местного отделения СПС Андрей Осипенко направил просьбу в Центризбирком исключить его из регионального предвыборного списка, где он числился первым номером.
На специально созванной пресс-конференции Андрей Осипенко заявил, что «в последние две недели избирательная кампания СПС превратилась в некий цирк, в балаган». Вместо идеологических либеральных и демократических лозунгов, по его словам, звучат лишь «мы не любим Путина» и «мы за пенсионеров». Такая политика может отпугнуть коренной электорат правых. «СПС из идеологической становится маргинальной партией», – считает Осипенко. С лозунгами защиты пенсионеров выступают и другие партии, так что пенсионеры скоро перестанут «хавать эту конфетку».
Кроме этого, он назвал некорректной работу столичных политтехнологов, «которым все равно, кого избирать». Они не учитывают его мнение и не информируют о своих шагах. Осипенко убежден, что как региональный лидер партии, он должен контролировать ход предвыборной кампании в регионе. И не считает возможным «участвовать в качестве ширмы в этой игре».
Тем не менее Осипенко не стал уходить с поста руководителя нижегородского регионального отделения СПС и соответственно сохранил членство в партии, заявив что «все остальные решения» он будет принимать после 2 декабря.
Как заявил председатель федерального политсовета СПС Никита Белых в интервью информагентству «Нижний Новгород», на кандидатов от СПС оказывается давление из администрации президента РФ. Начальник управления по внутренней политике администрации президента Олег Говорун, по словам Белых, воздействует на активистов партии либо напрямую, либо через губернаторов и мэров. Причем обязательным условием для тех, кто покидает список, является проведение пресс-конференции, обсуждение и комментарии в СМИ.
Однако, как сообщил «НГ» лидер другого нижегородского списка СПС (всего в регионе два предвыборных списка) руководитель чувашского отделения партии Александр Котюсов, на него никто подобного давления не оказывал. Он признался, что его тоже не устраивает левая ориентация московского руководства партии. «Там идет своя жизнь, у нас своя, они не перекрещиваются, – охарактеризовал Котюсов взаимодействие нижегородских правых и федерального центра СПС. – Со мной никто вообще не советуется. Публичной кампании в регионе нет никакой, потому что нет средств ее проводить. Если ты хочешь попасть в Государственную Думу, нельзя строить избирательную кампанию так, как она выстроена сейчас».
Почти одновременный выход сразу нескольких региональных лидеров СПС из предвыборной борьбы увеличивает вероятность снятия партии с выборов. По мнению социолога Александра Прудника, такой вариант развития события помог бы партии избежать унизительного поражения, сохранив лицо.
Политолог Сергей Борисов, в свою очередь, считает, что решение Осипенко – это очередной симптом общего кризиса партийного строительства в нашей стране: «Все партийные проекты, состоявшиеся и несостоявшиеся, развиваются по одному сценарию: есть московский центр, где принимаются все решения, где сконцентрированы все ресурсы, куда сходятся все нити управления, и в качестве придатка, в качестве «пушечного мяса» существует более или менее развитая партийная структура по стране».
«Может, это фатально, – отмечает эксперт, – может, никто по-настоящему не пробовал. К моменту этой избирательной кампании тенденция централизации достигла предела. Активистов в регионах такое положение не устраивает, там не хотят быть марионетками. Тем более в СПС эта тенденция усугубляется ростом влияния Антона Бакова (секретаря по электоральной работе партии. – «НГ»), что совершенно не может устроить людей, идейно связанных с СПС».
По мнению Борисова, наверняка было «какое-то событие, какая-то капля, переполнившая чашу терпения» Осипенко. Но теперь его выход из кампании выглядит как окончательный развал регионального отделения СПС, которое много лет находилось в перманентном кризисе, несмотря на то что в регионе имеется социальный запрос на представительство правых.
Нижний Новгород