На днях население поселка Рыбачий, что на Куршской косе в Калининградской области, не без интереса ожидало визита в регион самого известного природоохранителя страны Олега Митволя. И вот визит, активно освещавшийся СМИ, завершен. Но точка зрения на происходящее у многих калининградцев может быть весьма отличной от той, что была озвучена на теле- и радиоканалах.
Территория национального парка «Куршская коса» конфликтная. Проблемы связаны с возможностью (или невозможностью) застройки отдельных участков, прилегающих к заповеднику. В будущем это сулит застройщикам определенную прибыль. Но не только им. Как область отделена от основной территории России, так и Куршская коса отделена от Калининградской области. Местное население терпит от этого немалые беды.
– В местном бюджете почти нет средств на социальные нужды, – сетует глава администрации МО «Сельское поселение Куршская коса» Николай Крутиков, – у нас нет своей налогооблагаемой базы. Поэтому все были рады, когда появились предприниматели, готовые инвестировать в социальные и экологические проекты. Наконец-то образовались рабочие места!
С появлением здесь частных компаний, например «ТурЭкоИнвест», ситуация заметно улучшилась. В Рыбачьем благоустроена набережная, которая заодно укрепляет берег. Реконструируется стадион. Начинается строительство церкви. Все перечислять нет смысла – один вид бизнеса автоматически порождает другие, увеличивается количество рабочих мест, растут зарплаты.
Но у всего этого есть и другая сторона. По утверждению директора парка «Куршская коса» Евгения Снегирева, выявлены факты незаконного строительства, нарушения условий договоров аренды и нецелевого использования объектов инфраструктуры. Но как можно определить законность застройки, если до сих пор не обозначены границы национального парка и непонятно, какие земли относятся к лесному фонду и сельхозугодьям, а какие – к тем, на которых могут селиться и строиться люди. Размежеванием и должна была заниматься дирекция парка, но так и не занялась, ссылаясь на отсутствие средств.
– Из-за того, что границы парка не определены, теперь под всяким надуманным предлогом можно запретить любую хозяйственную деятельность, – говорит директор компании «ТурЭкоИнвест» Сергей Грищенко. – Дирекция парка должна следить за лесом, ухаживать за ним, а не вмешиваться в работу тех, кто пытается что-то построить и улучшить жизнь проживающих здесь людей.
– Более того, – вторит предпринимателю председатель местного совета Олег Сысин, – кажется, директора парка Снегирева не волнует, что лесная зона, за которую он непосредственно отвечает, так запущена, что любой мало-мальский пожар способен уничтожить всю косу. Просеки не чистятся годами, подъездных путей нет. Мы сами, без участия дирекции сделали противопожарный проезд и спуск к забору воды. При этом сами снесли незаконные постройки. И все это – на деньги спонсоров, демонстрирующих государственное мышление и социально ответственный подход. Но, к сожалению, успехи одних не всегда вызывают радость у других. Чаще – зависть и желание помешать.
Дирекция парка и ее вышестоящие начальники не могут сами изменить жизнь на косе к лучшему. Они не в силах помочь людям, не могут даже выполнять свои обязанности по уходу за заповедником. А население не хочет жить в нищете, годами дожидаясь, пока сменяющие друг друга директора парка (сейчас им руководит PR-специалист!) обозначат границы заповедника и перестанут мешать тем, кто сам работает и дает работу, причем высокооплачиваемую, другим. Неудивительно, что население того же Рыбачьего убеждено в том, что речь идет о попытках передела собственности, о том, что одни компании при помощи раздувания экологических проблем пытаются выжить тех, кто уже успел многое сделать. Жители подозревают дирекцию парка в том, что она просто-напросто выполняет коммерческий заказ, заручившись поддержкой большого московского чиновника, страстно обличающего врагов природы перед телекамерами.
– Мой заместитель общался с проверяющим Митволем, – рассказывает предприниматель Сергей Грищенко. – Естественно, зам поинтересовался, на каком основании производится проверка и какое отношение к нашему рекреационному объекту имеет сам господин Митволь. Поразительно, но никаких документов на проверку Олег Львович предъявить не смог! А ведь процедура четко регламентирована законом. Создалось впечатление, что ревизоров волнует вовсе не воздействие нашей деятельности на окружающую среду, а нечто другое┘
В Евангелии сказано: «по плодам их узнаете их». Плоды деятельности одних – вложение средств частных компаний в инфраструктуру, благоустройство, в создание рабочих мест и налогооблагаемой базы. В итоге – в благосостояние земляков. Другие пока никаких плодов не вырастили, намереваясь, видимо, воспользоваться чужим урожаем.