Половина россиян считают, что рак – неизлечимая болезнь и не знают о существовании высокоэффективных инновационных противоопухолевых препаратов, продлевающих жизнь. Таковы выводы общероссийского опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в августе с.г. (3000 респондентов в 44 регионах страны, экспертный опрос врачей и онкобольных).
По словам президента фонда «Общественное мнение» Александра Ослона, «мы находимся в диком состоянии относительно понимания того, что такое рак и как с ним нужно бороться». При этом потребность в информации высока – 65% респондентов признали, что здоровым людям необходима информация об эффективных лекарствах и о лечении рака.
В России онкологические заболевания занимают третье место среди причин смертности – ежегодно от них умирают 300 тыс. человек. Пятилетняя выживаемость составляет менее 43%. Это самый низкий показатель в Европе.
По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь» Дмитрия Борисова, одна из главных проблем – отсутствие общероссийского реестра пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями. В итоге медики и власти руководствуются грубыми подсчетами, сколько средств нужно выделять на лечение. Это ведет к дефициту финансирования и нехватке инновационных противоопухолевых препаратов.
Почти 50% участников массового опроса, у которых есть знакомые с онкологическими заболеваниями, сказали, что эти люди совсем не обеспечены необходимыми лекарствами. Треть респондентов говорят, что больные оплачивают лечение из собственных средств или за счет помощи родных и друзей.
Опрошенные ФОМом врачи считают идею ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения) правильной. В 2005–2006 годах ДЛО дало возможность многим онкобольным лечиться с помощью инновационных лекарственных препаратов.
Однако онкологи считают ошибкой решение не выделять расходы на закупку инновационных противоопухолевых препаратов в отдельную программу. Средства ДЛО «размазываются» на закупки лекарств общего назначения, в то время как дорогостоящие онкологические препараты финансируются по остаточному принципу. В результате сокращения расходов на ДЛО в 2007 году почти в два раза снизились объемы закупок онкологических препаратов.
По словам Дмитрия Борисова, Россия тратит в год на лекарственное обеспечение онкологических больных значительно меньше других стран – всего 4 евро в год на человека. В США на одного больного тратится 38 евро, во Франции – 22 евро, в Польше – 9 евро.
Программа ДЛО не покрывает всех онкобольных, нуждающихся в лечении инновационными препаратами. Как подчеркнул Дмитрий Борисов, онкобольные включаются в ДЛО и получают доступ к инновационным препаратам только на запущенных стадиях, когда пациента чаще всего уже нельзя спасти. Трудоспособные люди на начальных стадиях заболевания, у которых максимально высоки шансы выздороветь, остаются без лечения. Это связано с тем, что включение больного в систему ДЛО и начало его лечения сопряжено с длительными бюрократическими процедурами: оформлением инвалидности, ежеквартальным переоформлением документов на льготную выписку рецептов. Больные начинают принимать необходимые препараты спустя несколько месяцев со времени постановки диагноза. Эта задержка нередко может стоить им жизни.
Россияне возлагают ответственность за финансирование лечения онкобольных на государство: 57% респондентов считают, что платить за дорогостоящие онкопрепараты должно федеральное правительство, еще 5% полагают, что это должны делать региональные власти. Более половины опрошенных онкобольных одобрили бы программу специальной государственной страховки для оплаты лекарств в случае тяжелого заболевания. 67% опрошенных одобрили бы введение программы, по которой больной раком сможет брать в банке ссуду, проценты по которой выплачивало бы государство.
По мнению Дмитрия Борисова, данные опроса свидетельствуют о необходимости специальной программы лекарственного обеспечения онкобольных инновационными противоопухолевыми препаратами, финансируемой отдельной строкой федерального бюджета.