– Алексей Олегович, на что в основном направлена данная программа?
– В первую очередь отмечу, что это концептуальный документ. Его цель – обеспечить в городском сообществе принципы толерантности, гуманизма и гражданской ответственности, уважения прав и свобод человека вне зависимости от его расовой или религиозной принадлежности. Не один раз уже повторял и повторю еще раз: наша главная задача – добиться такой ситуации, когда и коренным москвичам, и приезжим станет понятно, что в Москве проживают не представители этносов и диаспор, а москвичи различных национальностей. Из этого мы исходили и будем исходить в своей работе.
– Но в любом случае, какими бы ни были благие намерения, не секрет, что ситуация в этой сфере оставляет желать лучшего. В чем суть проблемы?
– В первую очередь скажем об объективных факторах. Речь идет об усилении миграционных потоков. Не секрет, что Москва как магнит притягивает иностранную рабочую силу и, как правило, приезжают для трудоустройства, пусть и временного, к нам представители среднеазиатских и кавказских республик. Эти миграционные потоки состоят зачастую из категорий граждан с низким адаптационным потенциалом. И пополняют эти люди, естественно, нижние социальные страты московского общества, что приводит к усилению процесса социального расслоения. В итоге в обществе, увы, появляются такие, несущие в себе негативный заряд, понятия, как «лицо кавказской национальности». Наша задача в том, чтобы добиться, говоря условным языком, появления «лиц московской национальности».
– Будете перевоспитывать приезжих?
– Вы знаете, до сих пор основной акцент мы делали на то, чтобы обеспечить комфортные, скажем так, условия для адаптации и жизни этих людей. Для этого существуют городские программы, создаются и всячески поддерживаются национально-культурные автономии, активно работает Московский дом национальностей, проводятся фестивали, общегородские национальные праздники и т.д. То есть столичные власти делают все, чтобы обеспечить условия для удовлетворения этнокультурных запросов москвичей, относящих себя к национальным меньшинствам.
– Несмотря на это, большинство горожан считают, что этнические конфликты в столице связаны в первую очередь с наплывом мигрантов.
– Этнические и миграционные процессы, по сути, вещи разные. Но в сознании граждан они объединяются в одно целое, тут я с вами согласен.
Именно поэтому, как мне кажется, нужно сменить вектор. То есть, не забывая о том, что сказано выше, направить значительные усилия на работу с коренными москвичами. Сколько бы ни приезжало к нам трудовых мигрантов, все равно в многомиллионной массе жителей столицы они – явное меньшинство. И межнациональная стабильность в большей степени зависит от толерантного поведения большинства, о котором мы забывать не должны. Особенно о молодежи.
– Общеизвестно, что если взрослые люди на социально-экономические проблемы отвечают пессимизмом и безразличием, то ответ подростков, как правило, бывает радикальным.
– Действительно, тенденция тут наблюдается тревожная. Появляется все больше действующих вне закона молодежных организаций экстремистского толка. Чему, кстати, во многом содействует свободное функционирование каналов распространения некорректной и интолерантной информации в СМИ (к примеру, массмедиа часто склонны трактовать конфликты на бытовой, криминальной или иной почве как этнические), в том числе, кстати, и в интернете. Заметим, что именно через всемирную паутину Движение против нелегальной иммиграции организует свои акции.
– Можно, конечно же, наладить ситуацию в СМИ, но как повлиять на интернет?
– Даже здесь нет ничего невозможного. Конечно, закрыть националистический сайт, который зарегистрирован где-нибудь за рубежом, нереально. Но, как известно, подобные сайты работают в онлайн-режиме, главное здесь – обсуждение того или иного события. Значит, нужно включаться в дискуссию с теми, кто сидит за экранами мониторов, раскрывая подлинную суть происходящего, активно влияя на неокрепшее сознание тех молодых людей, которые поддаются профашистской и националистической пропаганде. Может, даже создать специальную службу для этого. То есть организовать работу профессиональных этнопсихологов и конфликтологов, способных принять живое участие в интернет-форумах по вопросам межэтнических отношений. Думаю, это вполне реальная задача.
– Какие еще конкретные шаги собираются в этом плане предпринять власти столицы?
– Программа предусматривает несколько направлений деятельности. К примеру, это работа в сфере образования. Причем учить межнациональной терпимости нужно не только молодежь. Нужно готовить учителей к подобной работе со школьниками. Что знают сегодняшние школьники об этнологии и религиях? Увы, порой не то чтобы очень мало, а просто ничего. И потом, учителя в столице привыкли работать в ситуации, когда большинство учеников в классе – москвичи. Сегодня ситуация иная. И, конечно же, нужно расширить курсы повышения квалификации педагогов по проблемам этнологии, национальных отношений, культуры народов сопредельных стран и т.д.
Конечно, очень важна идеологическая составляющая. Концепция национальной политики России была разработана еще в середине 90-х годов прошлого века. Страна во многом изменилась, наблюдается заметный рост этнического самосознания русских, в том числе и русских москвичей. На этом поле уже играют известные политические силы, то же Движение против нелегальной миграции. И мы еще не забыли трагические события в Кондопоге. О том, что набрало силу движение скинхедов, говорить не приходится – это общеизвестный факт. Надо полагать, что во время выборов эти структуры еще будут пытаться использовать. В том числе и в столице, которая является самым без преувеличения многонациональным городом страны. Мы еще не забыли скандальную историю с «антимигрантским», скажем так, роликом партии «Родина» в Москве на прошлых выборах. Тогда были приняты резкие меры, но где гарантия, что и на этот раз в партийных пиар-структурах не будет разработано что-то подобное? Кстати, Дмитрий Рогозин тогда подобный ролик создал, а вот ролики, направленные на воспитание культуры межнационального общения, в эфире если и появляются, то крайне редко. И здесь есть о чем подумать.
Естественно, нужно воспитывать в москвичах патриотизм, поясняя при этом людям, что это понятие никакого отношения к национальности человека не имеет. Кстати, у нас уже есть интересные наработки в этой области – мы размещаем по столице плакаты, на которых изображены люди разных национальностей, внесшие немалый вклад в развитие города. На этих же плакатах и их слова, сказанные о Москве.
Есть еще такие направления деятельности, как культура и спорт, возрождение семейных ценностей, воспитание правового сознания граждан, да и многие другие. К примеру, тревожит и ситуация в плане работы правоохранительных органов. Согласитесь, что трудно представить, как группа граждан какой-либо центральноазиатской республики в национальных халатах и тюбетейках разгуливает по столице с кастетами и бейсбольными битами и наводит «порядок» на улицах, избивая жителей города со славянской внешностью. А вот толпы бритых скинхедов в своей униформе порой спокойно, при попустительстве правоохранительных органов, делают свое черное дело, избивая людей другого цвета кожи. И часто ли им препятствуют?
Конечно, задачи, которые ставит перед собой программа «Москва – столица многонациональной России», крайне сложны. Но решать их нужно уже сейчас. Потом будет поздно. И вот еще что. Мы уже почти два десятка лет говорим о национальной идее. Только все никак ее придумать не способны. Может, главное как раз в том, чтобы создать общество, в котором будут преобладать идеи интернационализма в лучшем понимании этого слова?