Общеизвестно, что одна из традиционных российских бед – дороги. По современному выражаясь – транспортная инфраструктура. Вернее, ее отвратительное состояние или вовсе отсутствие. Как в Республике Тыва, например, которая в XXI веке так и не соединена с федеральной сетью железных дорог. А поскольку прогресс по большей части идет по шпалам, то вполне закономерно, что небольшая сибирская республика – безусловно дотационный и вообще один из самых депрессивных отечественных регионов.
Между тем железнодорожное строительство, особенно в суровых сибирских условиях, – технически очень сложный и затратный проект, из тех, за которые практически никто не отваживается браться. Наверное, именно поэтому заранее обеспечен большой интерес к стенду «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК) на выставке Инвестфонда РФ в рамках открывающегося сегодня в Сочи XI Международного экономического форума.
Инвестфонд, как известно, предназначен для финансирования инфраструктурных проектов, имеющих общегосударственное значение. Железнодорожный проект ОПК в полной мере этому определению отвечает. Как отвечает и столь модному сегодня принципу частно-государственного партнерства. Слагаемые очевидны: Тыва богата полезными ископаемыми, высококачественным коксующимся углем, в частности. Однако вывезти уголь без «железки» через горы невозможно. Бедные (в прямом и переносном смысле) тывинцы сидят на богатстве, а имеют от него только проблемы, поскольку местным углем топят местную ТЭЦ. Беда в том, что дефицитный коксующийся уголь по своим характеристикам для обогрева мало подходит (в Кызыле оседают от него хлопья сажи), этот бы уголек металлургам, а в Тыву – сорта попроще или мазут. Но без дороги опять же не выходит.
В итоге двигателем прогресса выступила ОПК, она же, кстати, стала и золотым спонсором нынешнего Кубанского форума. Все логично: корпорации принадлежит лицензия на разработку около 1 млрд. тонн угля Элегестского месторождения республики. В марте этого года правительственная комиссия наконец одобрила проект, который пополам профинансируют Инвестфонд и ОПК. В итоге корпорация получает возможность полноценно добывать уголь, а республика – рабочие места, отчисления в бюджет и вообще прогресс, который неизбежно придет по рельсам. Интересы государства и частного бизнеса совпали – вот оно и частно-государственное партнерство.
Другой крупный и опять находящийся в прямой увязке с государственными интересами проект ОПК, представленный в Сочи, – создание компакт-верфи мирового класса в Санкт-Петербурге. Здесь уже целью государства является разработка природных ресурсов, в данном случае – на богатом нефтью и газом континентальном шельфе. Только для массированного выхода на шельф нужны новые крупнотоннажные суда, которые на существующих в стране верфях строить невозможно. Поэтому ОПК, в структуру которой входят Северная верфь, Балтийский завод и ЦКБ «Айсберг» в Питере, разработала концепцию реструктуризации своих судостроительных активов. На базе Северной верфи предполагается создание современной компакт-верфи, которая будет способна строить танкеры, газовозы и химовозы водоизмещением до 300 000 тонн. А необходимые для Арктики ледоколы верфь ОПК уже сегодня успешно начала строить – в марте в Мурманск ушел самый большой в мире атомоход «50 лет Победы», скоро будут сданы заказчику дизель-электрические ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург».
Словом, нынешний Кубанский форум обещает быть весьма содержательным. За время своего существования это мероприятие стало конгрессом отечественных и иностранных бизнесменов, объединив усилия предприятий из разных регионов и стран для развития экономики России. Кубанский экономический форум уже дал путевку в жизнь многим интересным инвестиционным проектам. Например, на форуме «Кубань-2005» было подписано 80 инвестиционных соглашений на общую сумму 1,3 млрд. евро. Юбилейный форум «Кубань-2006» принес в экономику Кубани 140 млрд. руб. в рамках 128 соглашений.