Виктор Кресс так и не смог выполнить данных чернобыльцам обещаний.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Томске ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС объявили очередную, уже четвертую голодовку. По мнению участников акции протеста, власти не выполнили обещаний, данных им нынешней весной.
Предыдущая голодовка местных чернобыльцев прошла в марте с.г. Тогда ее участники объявили о бессрочной голодовке и выдвинули ряд требований, однако благодаря усилиям региональных властей (события происходили за несколько дней до выборов в областную Думу) – решением правления Томского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» – акция была приостановлена.
Итоги работы, проделанной областной властью с весны по решению проблем чернобыльцев, были подведены 29 августа на совещании у первого заместителя губернатора Сергея Точилина. Казалось, что ряд вопросов снят. В частности, как и было зафиксировано в мартовском протоколе, на базе 2-й городской больницы уже действует центр «Чернобыль», который финансируется из областного бюджета и является структурным подразделением областной клинической больницы. Вроде бы и решен вопрос с обеспечением льготников лекарствами.
Однако остальные вопросы оказались вне компетенции областных властей. Так, например, речь шла о распространении льгот по оплате услуг ЖКХ и на членов семей граждан, подвергшихся воздействию радиации. Но, как выяснилось, федеральное законодательство такой возможности не дает.
Еще один пункт требований чернобыльцев касался задолженности федерального бюджета по судебным решениям, вступившим в силу. Сумма этой задолженности выросла свыше 11 млн. руб. Как пояснил заместитель губернатора по социальным вопросам Сергей Ильиных, речь идет о ежемесячных компенсациях на приобретение продовольственных товаров и их индексацию. Руководство Томской области неоднократно обращалось по этому вопросу в Минздрав РФ, но только на последний запрос дано обещание до конца года накопившуюся задолженность закрыть. Кстати, телеграмму на этот счет на имя главы правительства РФ в марте направлял и губернатор области Виктор Кресс.
Но настоящим камнем преткновения оказался вопрос об улучшении жилищных условий семей чернобыльцев. Именно с принятием закона о монетизации льгот, по мнению чернобыльцев, и начались проблемы в части улучшения жилищных условий. До этого деньги на улучшение жилищных условий закладывались в областном бюджете, но с 2006 года их выделять перестали. Теперь на приобретение жилья нужно получить сертификат, а для этого нужно сдать государству свое старое жилье.
В настоящее время на очереди стоят 162 человека. В 2007 году поступило 25 сертификатов на предоставление жилья, однако на руки получить их смогли лишь 11 человек. Остальные 14 участников программы отказались от получения сертификатов из-за нежелания сдавать свои квартиры.
«Руководители – областные и городские, – сказал один из руководителей чернобыльцев Алексей Редчиц, – сконцентрировали свое внимание на протоколе. Выполнен – не выполнен протокол, условия протокола... Ни один вопрос практически не решен, во-первых, а во-вторых – не это же главное. Почему мы умираем темпами, которые превышают все разумные пределы, – 21 человек за полгода. Кто-нибудь озаботился этим вопросом? Тем более что вдовы умерших автоматически выбрасываются из очереди на улучшение жилищных условий вопреки закону».
Ситуация усугубляется еще одним обстоятельством. Несколько лет назад томские чернобыльцы в лице своей организации начали строительство микрорайона «Родник» (50 га, 11 тыс. квартир). Но, как стало известно, 11 сентября это строительство оказалось приостановлено – будто бы из-за противоречий между чернобыльцами и мэрией и запутанных финансовых и юридических отношений между участниками строительства. Чиновники из мэрии говорят, что «не уверены в том, что у инвестора есть деньги». Поэтому, говорят они, выход в том, чтобы найти инвестора (его найдет администрация), «из числа томских строителей, который берет микрорайон, строит многоэтажное жилье, до начала строительства предоставляет чернобыльцам квартиры».
Такой вариант чернобыльцев не устраивает категорически. «Что значит смена инвестора, что она нам дает? – спрашивает Алексей Долгов, руководитель Томского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль». – Приходит новый инвестор – он должен разработать новый проект, новые технические условия, а на это опять уйдет три года».
Томск