– Так что же такое мини-завод применительно к металлургической отрасли? Чем он отличается от классического предприятия?
– Главное отличие – короткий технологический путь, поскольку в качестве сырья используется металлолом. Для того чтобы произвести сталь по классической технологии, мы сначала добываем руду, уголь, получаем кокс, потом с помощью руды и кокса варим чугун, в конверторном производстве чугун превращаем в сталь и после этого сталь разливаем в некий полуфабрикат, заготовки для проката. А цикл мини-завода умещается в две операции: сначала металлолом расплавляется в жидкую сталь, затем в машине непрерывного литья мы получаем полуфабрикат┘
– Значит, главное условие стабильной работы предприятия – наличие необходимых объемов сырья, то есть лома?
– Это главное условие и, я бы сказал, главная предпосылка к появлению мини-заводов. Именно рост потребления металла привел в конце 60-х годов к появлению первых мини-заводов в США. Стало ясно, что теперь можно строить заводы, которые будут работать только на ломе, без использования первородного сырья. Чуть позже эта концепция распространилась в европейских странах, таких как Испания, Италия, Германия.
– А каковы, на ваш взгляд, перспективы этого направления в России?
– Судите сами. Компания Nuсor (США), оперирующая только мини-заводами, – единственная американская металлургическая компания, которая в течение последних 30 лет ни разу не обращалась за дотационной и прочей помощью к правительству США. Компания Chelsa (Испания) за последние 30 лет прошла путь от относительно небольшой фирмы до концерна, который оперирует несколькими заводами суммарной мощностью 9 миллионов тонн стали в год. При этом заводы группы расположены не только в Испании, но и в Норвегии, где совершенно баснословный уровень жизни и социальных выплат. Что касается России, то здесь дополнительным бонусом является более высокое, чем, скажем, в Америке, качество лома. Почти весь сегодняшний втормет был произведен в советское время на крупных интегрированных комбинатах с использованием первородного сырья, тогда как американский металл «прожил» уже две-три жизни┘ Поэтому, я бы сказал, перспективы мини-заводов в России достаточно ясны.
– РЭМЗ – какой по счету завод в структуре холдинга «ЭСТАР»?
– Седьмой. И это тоже определенный залог успеха. Выживаемость одного завода можно поставить под сомнение, а когда компания оперирует разными заводами, риск, конечно, снижается. В «ЭСТАРе» есть трубный дивизион, есть спецстали, с вводом РЭМЗа будет сформирован и дивизион сортового проката.
– А каковы физические размеры завода?
– Когда мы начинали этот проект, один из российских проектировщиков сказал, что нам потребуется площадка около 100 гектаров. В итоге с помощью итальянских инженеров, естественно, с участием российских тоже, завод на сегодняшний день разместился на территории 24 га. При том, что плотность застройки около 50 процентов.
– Откуда такая разница в оценке? И кто в итоге проектировал завод?
– При проектировании этого завода мы столкнулись с проблемой, которая наверняка будет сдерживающим фактором при модернизации страны, – это серьезное отставание наших проектных организаций от требований сегодняшних инженерных и индустриальных компаний. Отставание и по знаниям, и по сервису, и по срокам исполнения. То же касается и строителей, поэтому подрядчиками в России часто выступают иностранные компании┘ А базовый инжиниринг, концепцию для нас разрабатывала компания Concast (Италия–Швейцария).
– Почему вы называете завод уникальным? Ведь сегодня на ломе работают многие предприятия отрасли┘
– Работают. Как правило, отдельные модернизированные цеха на крупных комбинатах. А вот построить завод в чистом поле с нуля, без коммуникаций – совсем другое дело. По сути, РЭМЗ – это второй за последние 20 лет завод, построенный на территории бывшего СССР. Последним был Молдавский металлургический завод, пущенный в 1985 году.
– Руководствуясь какими соображениями, вы выбрали площадку именно в Ростовской области?
– Здесь несколько причин. Во-первых, Ростовская область контролирует экспортные потоки металлолома. На южные порты из Москвы по трассе М4 идет большой поток, и по железной дороге, и со стороны Волгограда. Наши потребности в ломе – 830 тысяч тонн в год, купить это количество по рыночной цене я считаю вполне возможным.
Во-вторых, хорошая индустриальная база, избыток трудовых ресурсов и большой рынок сбыта, не обеспеченный собственным производством. Ближайшие на сегодняшний день поставщики строительной арматуры в ЮФО – это «Северсталь» и «Мечел», ну и получается, что сегодня доминирующее положение на рынке арматуры занимает турецкая продукция.
В-третьих, при закрытии здешних шахт, принадлежавших «Ростовуглю», образовалась серьезная проблема, связанная с трудоустройством бывших шахтеров. И в Ростовской области был принят закон о социальной поддержке депрессивных регионов. В рамках этого закона мы получаем достаточно серьезные льготы и существенную поддержку администрации на всех этапах, при получении всех квот – на газ, на электроэнергию┘
– А работать на РЭМЗе будут исключительно бывшие шахтеры?
– Не только. Требуется высококвалифицированный персонал. В нескольких километрах от завода мы построили 60-квартирный дом для специалистов, которых будем приглашать. Кроме того, ведем подготовку технологического персонала из числа бывших шахтеров. На сегодняшний день уже обучили 84 человека, готовится новая группа, задействованы местные ПТУ, Красносулинский металлургический колледж. При выходе на полную мощность с учетом требований российского законодательства на РЭМЗе будут работать 850–870 человек.
– Планируемые объемы производства?
– Примерно 750 тысяч тонн жидкой стали в год, из которых 560 тысяч тонн составит арматура.
– А сколько стоит построить мини-завод?
– В нашем случае объем инвестиций составит около 200 миллионов долларов, включая оборудование. Но надо понимать, что построить завод и заставить его работать – это вещи разные. Надо сформировать трудоспособный коллектив, который этот завод потом будет эксплуатировать. Мы заинтересованы в квалифицированных кадрах, в их обучении. И на это расходуются немалые средства.