В Москве прошло очередное заседание городского штаба по реализации, как сказано в повестке дня заседания, «мероприятий, направленных на исполнение нормативных правовых актов о привлечении иностранной рабочей силы в отраслях городского хозяйства». За этой несколько официозной формулировкой скрываются простые вопросы: сколько иностранных рабочих нужно столице в будущем году и как сделать так, чтобы появление трудовых мигрантов, во-первых, не стало обузой для Москвы и, во-вторых, чтобы сами мигранты были защищены как в социальном, так и правовом смысле?
Заседание штаба прошло под руководством заместителя мэра в столичном правительстве Валерия Виноградова, а с основным докладом выступил председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров. Как подчеркнул докладчик, все работодатели через СМИ были проинформированы о порядке подготовки и сроках подачи заявок на привлечение иностранных работников в 2008 году. Во всех административных округах города проведены по этому вопросу установочно-организационные совещания с участием работодателей. То есть все формальности, как говорится, соблюдены. Но, как выясняется, этого мало.
К примеру, миграционные квоты на очередной год должны рассчитываться по результатам оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущий период. Разработать методику оценки этой самой эффективности правительство РФ еще в декабре прошлого года поручило Минздравсоцразвития совместно с МЭРТом. Был поставлен и срок выполнения работ – до 1 марта с.г. На дворе жаркое лето, однако такая методика так и не появилась. Кстати, форма заявок на иностранную рабочую силу ведомством Михаила Зурабова была утверждена только в последних числах марта с.г., то есть с существенным опозданием, что не могло не повлиять на темпы заявочной кампании, которая, по сути, фактически оказалась под угрозой срыва. Именно поэтому московские власти обратились в правительство РФ с просьбой продлить сроки заявочной кампании.
По последним данным, в результате проведенной правительством Москвы работы на сегодняшний день получено около 1,5 тыс. заявок работодателей на привлечение 115 тыс. иностранных работников. Вывод из этих цифр, по словам Алексея Александрова, таков: «Количество поступивших заявок ни в коей мере не соответствует ни реальным потребностям города Москвы, ни числу работодателей, фактически привлекающих иностранных работников».
Но главная проблема, о которой немало говорилось на заседании штаба, – регламент подготовки предложений об установлении квот излишне усложнен, а главное – неэффективен. В первую очередь по той причине, что нет зависимости права работодателя на привлечение иностранной рабочей силы от факта подачи им соответствующей заявки и включения его предложений в квоту.
Другая проблема – реализация квотируемых разрешений. Сегодня разрешений на привлечение иностранной рабочей силы выдано было 300 тыс. (из квоты в 750 тыс.), а уведомлений получено 100 тыс. Где находятся и что делают оставшиеся 200 тыс. человек? К примеру, в этом году получили разрешение на работу в сфере транспорта 11 тыс. мигрантов, а уведомлений о работе получено только 5 тыс. Что составляет не более 45%. Такие же цифры и в торговле. Это еще, скажем так, более или менее приличные показатели. А вот в сфере строительства выдано разрешений 152 тыс., а уведомлений о трудоустроившихся – 13 тыс., то есть всего 9% мигрантов выполнили обещания. В сфере ЖКХ эта цифра составляет 24%. «Сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Москве, – полагает Алексей Александров, – являются местами, где наиболее легко получить нелегальную работу».
То есть секторы, где следует искать нарушения действующего законодательства, определены. Как заметил на этот счет Валерий Виноградов, «мы живем в реальном мире и видим, кто работает у нас дворниками».
Кстати, любопытна статистика, касающаяся трудовых мигрантов в столице. Наиболее востребованные специальности: каменщик, бетонщик, штукатур-маляр, плиточник и водитель. То есть требуются не самые высокообразованные и квалифицированные кадры. Наибольшее число заявок подано от предпринимателей, занимающихся сферой услуг, торговлей, общепитом, а также строительством. При этом только 30% работодателей готовы заниматься обучением собственных кадров. А предоставить работнику общежитие либо квартиру готовы только 60% работодателей. Что касается стран, из которых предусматривается привлечение наибольшего количества иностранных рабочих, то в ближнем зарубежье это Украина, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Киргизия, а в дальнем – США, Турция, Германия и Китай.
К сожалению, пока некоторые предприниматели не утруждают себя своевременной подачей заявок, а предпочитают нарушать закон, принимая на работу иностранных рабочих без соответствующих разрешений или же с поддельными разрешениями. Как сообщил на заседании штаба начальник управления Федеральной миграционной службы по городу Москве Федор Карповец, «за два последних месяца в десятки раз выросло число штрафов, наложенных на работодателей, принявших на работу мигрантов без соответствующих документов». Чиновник привел пример, когда одна из фирм была оштрафована на 6 млн. руб. за шестерых иностранных рабочих: «Пришли первый раз – оштрафовали для начала на 250 тысяч, во второй раз приходим – штрафуем опять на 250 тысяч. А уж на третий раз пришлось на 6 миллионов рублей оштрафовать, раз люди не понимают».
Кстати, у Федора Карповца есть своя точка зрения на тот факт, что именно в строительной сфере наименьшее количество людей, получивших разрешение и уведомивших власти о трудоустройстве, – менее 10%. Глава управления Федеральной миграционной службы по Москве обратился к представителям ГУВД с просьбой обратить особое внимание на квартиры, где ведутся ремонтные работы, в связи с тем, что там работают в основном иностранцы. «Иностранные работники строят дачи, ремонтируют квартиры. Может быть, примерно в течение месяца участковым надо обратить внимание на квартиры, где ведутся ремонтные работы, чтобы выяснить, почему с иностранными работниками, осуществляющими работы, не заключаются договоры». Кстати, в следующем году штат московского управления Федеральной миграционной службы увеличится почти на 500 человек.
«Иностранный работник, особенно прибывающий из наших бывших союзных республик, – заявил в интервью «НГ» Алексей Александров, – готов работать за те деньги и по тем специальностям, куда москвичи не идут. Беда в том, что у нас отсутствует антидемпинговое законодательство. Мы говорим о том, что национальные рабочие кадры пользуются приоритетом, но это декларативная норма, не подкрепленная какими-то ни было механизмами. Поэтому работодатель предпочитает дешевую иностранную рабочую силу. Задача квотирования – организовать ситуацию так, чтобы прибывающая рабочая сила была полезна Москве и дополняла социально-экономическую систему ее развития, а не переполняла».
Точку в дискуссии на заседании штаба поставил Валерий Виноградов: «Мы должны в городе перейти к тому, чтобы принимать тех, кто хочет к нам ехать, кто нам нужен в городе по отраслям нашего хозяйства. Это нормальная, цивилизованная форма, и мы к ней идем. Я думаю, что мы сможем это сделать. Нам нужны иностранные работники, но нужны только те, которые нужны».