Крупное хищение антиквариата из частной коллекции совершено в Москве. Добычей преступников стали 13 полотен кисти Ивана Айвазовского, Минаса Аветисяна, Джованни Беллини, Жоржа Сера, Мартироса Сарьяна, Ивана Пуни, Василия Шебуева, Алексея Явленского. Кроме картин из квартиры исчезло 20 тыс. долл.
Когда именно было совершено преступление, пока не установлено. Владелец похищенного, 71-летний москвич, проживающий в доме № 50 на ул. Новочеремушкинская, с 3 июня по 8 июля находился на даче и пропажу обнаружил в воскресенье, после чего и обратился в ОВД «Черемушки». Воры, возможно, обладающие альпинистской подготовкой, забрались в квартиру на 7-м этаже с балкона. В УВД по ЮЗАО столицы вчера событие не комментировали. Корреспонденту «НГ» лишь сообщили, что в настоящее время сыщики устанавливают и отрабатывают ближайший круг знакомых потерпевшего. Следствие также устанавливает художественную ценность картин. Возбуждено дело по части 4 статьи 158 УК РФ (кража в особо крупных размерах).
ЧП согласился прокомментировать владелец московского антикварного салона «Богема» Александр Хочинский. У него две версии случившегося. Первая – хищение под заказ. Вторая – обычная кража, совершенная людьми, которые не знают специфики антикварного рынка. «Такой заказ в наше время – вещь редкая, но реальная, – считает он. – Есть просто больные в этом плане люди. Если такой человек увидел и захотел иметь какую-то вещь, он не останавливается ни перед чем». В качестве примера эксперт привел нефтяного магната, миллиардера Жана Поля Гетти. «Он владел в Калифорнии одним из лучших музеев мира, где мне удалось побывать, – вспоминает антиквар. – Там собраны супершедевры живописи. Тем не менее у Гетти был подвал, в который он не пускал даже ближайших родственников, потому что там хранилось сворованное под его заказ. Вот в этом подвале, говоря на сленге, он «торчал», глядя шедевры. Там были творения Рембрандта, Рафаэля». Однако новочеремушкинский случай, по мнению антиквара, не вполне укладывается в версию заказа. «Заказ – это всегда очень конкретно, – считает Александр Хочинский. – Если, например, кому-то понадобился Айвазовский, остальное – обуза».
Наиболее вероятная версия, по мнению нашего собеседника, – обычная кража: «Есть люди, которые смотрят по телевизору репортажи с лондонских аукционов, где Айвазовский уходит за 5 миллионов долларов, и полагают, что, похитив картину Айвазовского, они вмиг станут миллионерами. Но продать такую картину за значимую сумму невозможно. Ни один профессионал ее не возьмет без экспертного заключения, то есть легализации. А такое заключение сейчас можно официально получить лишь в двух-трех местах на всю Россию. То есть если вас вчера обворовали, то сегодня там уже будут лежать не только списки, но и фотографии сворованных картин. Пришел с такой – сразу в наручники».
Похищения частных коллекций
В июле 2000 года в Санкт-Петербурге было похищено 11 картин работы Ивана Шишкина, Михаила Клодта и Василия Верещагина. Все картины принадлежали пожилой женщине. Стоимость похищенного оценивалась в 230 тыс. долл. Девять картин были найдены.
В августе 2002 года в Санкт-Петербурге из квартиры 63-летней женщины похищена коллекция стоимостью не менее 850 тыс. долл.: 11 картин, фарфоровые изделия, кубок с эмалью, серебряный кофейный набор. В квартиру преступник проник через дыру в стене, которую в отсутствие хозяйки проделал из соседней квартиры.
В мае 2004 года в Санкт-Петербурге вор-верхолаз, спустившись по веревке с крыши на балкон восьмого этажа, похитил из квартиры 75-летнего пенсионера 52 иконы, нож и две картины, изготовленные в Дагестане, а также два выполненных из серебра макета церквей.