Накануне главных выборов года – в Госдуму РФ – каждый на вид чисто хозяйственный спор приобретает политическую окраску. Наглядный тому пример – конфликт из-за ООО «Русские Газоны», на днях разгоревшийся с новой силой. Один из совладельцев компании – канадский предприниматель Борис Жардановский – заявил, что опасается давления со стороны депутата Госдумы РФ Александра Семенова. Российские партнеры Жардановского, в свою очередь, утверждают, что готовы к переговорам и справедливому разделу имущества по финансовым итогам года.
Компания «Русские Газоны» была учреждена владельцем группы компаний «Ромалекс Холдинг Лимитед» Жардановским в 1998 году. Среди учредителей компании была жена в ту пору руководителя агрофирмы «Белая дача» Александра Семенова – Виктория. В созданном СП Жардановский получил 40%, 60% принадлежали российским партнерам. СП развивалось быстрыми темпами, так что россияне практически не вмешивались в управление своими активами, доверив их канадской стороне.
Однако с 2003 года сотрудникам ООО «Русские Газоны», как пишут «Финансовые известия», «начали по три-четыре месяца задерживать зарплату».
Российские владельцы «Русских Газонов», пытаясь разобраться в ситуации, в 2006 году инициировали смену руководства компании и начали аудиторскую проверку предприятия. В ее ходе выяснилось, что практически все закупки были организованы через канадскую фирму «Онтарио», руководителем которой, по словам Семенова, является жена Жардановского. Кроме того, как утверждает депутат, маркетинговое исследование показало, что цены, по которым «Онтарио» закупала оборудование и расходные материалы, превышали рыночные на 40–45%. «Если учесть, – сообщается в пресс-релизе компании «Белая дача», – что в «Онтарио» поступило более 10 млн. долл., можно легко посчитать, что около 5 млн. долл. было выведено из общества «Русские Газоны» необоснованно».
После того как российские партнеры стали вникать в финансовые схемы ООО «Русские Газоны», в нем произошло перераспределение земель. Как утверждает Александр Семенов, процесс был инициирован Жардановским, и все сложилось исключительно в его пользу: 4726 га земли были приобретены у акционеров фирмы «Русские Газоны-Никоновское» и стали собственностью одной из компаний канадца «Эко-парк» всего за 3 млн. руб. По словам Семенова, «теперь Жардановский требует 75 миллионов долларов за этот участок земли».
После этого канадский предприниматель написал заявление о выходе из состава участников ООО «Русские Газоны» и предложил россиянам выкупить его долю. И хотя российская сторона оценивает состояние компании как плачевное, по мнению Жардановского, стоимость ее активов – 5 млрд. руб. и он собирается получить 40% от данной суммы.
Россияне посчитали такую цену спекулятивной и не стали выкупать долю канадца. Как утверждает Семенов, согласно законодательству необходимо дождаться конца финансового года, провести аудит компании и на основании этого можно будет разделить активы. Жардановский же посчитал, что поскольку его доля не была выкуплена сразу, он может восстановиться в ООО и перепродать свои активы еще кому-либо. Но после того как канадец попытался отозвать свое заявление о выходе из числа учредителей «Русских Газонов», арбитражные суды дважды отказали ему в этом, решив, что восстановление Жардановского в числе участников ООО уже невозможно.
Сейчас канадский предприниматель утверждает, что стал жертвой влияния на ситуацию депутата Александра Семенова, который таким образом пытается лишить его собственности, и потому инициировал возбуждение против российских партнеров сразу двух уголовных дел.
Кроме того, Борис Жардановский активно старается перевести дело из разбирательства между хозяйствующими субъектами на государственный уровень. Он даже написал письмо президенту РФ, которое было опубликовано в «Коммерсанте», правда, на правах рекламы. Похоже, коллегам аргументы канадского бизнесмена не показались убедительными.
Как считает депутат Александр Семенов, попытки воздействия Жардановского на российских партнеров – возбуждение уголовных дел и политизация процесса – напоминает сценарии рейдерских захватов: «Это первый образец, когда человек хочет заработать, манипулируя таким понятием, как инвестиционный климат. Понятно, на что нажимает Жардановский, когда накануне выборов обвиняет депутата парламентской партии в организации на него давления. Не думаю, что наша государственная машина может быть подвержена шантажу. Я верю в то, что она выдержит. Во всяком случае, многие депутаты, которые побывали под подобным давлением, подходят ко мне в Думе и морально поддерживают».