Под водной гладью у Краснопресненской набережной скрывается «остров» из строительной смеси.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Росприроднадзоре в рамках административного расследования, проводимого по факту загрязнения Москвы-реки в районе московского международного делового центра «Москва-Сити», инспекторы брали показания у представителей двух строительных фирм. Турецкая фирма «Расэн Строй» (ведет работы на 14-м участке «Москва-Сити») и ЗАО «МСМ-1» (работающее на 15-м участке) после беседы со специалистами Росприроднадзора получили пятидневный запрет на деятельность, связанную с водоотведением. Не исключено, что санкции против строителей будут ужесточены. Специалисты уточняют размер экологического вреда.
«Теперь они должны притормозить строительные работы. Далее материалы передаются в Пресненский суд города Москвы, и запрет на деятельность может увеличиться до 90 дней», – сказала «НГ» сотрудница пресс-службы Росприроднадзора Анна Хитрова. Кроме того, были заслушаны представители Мосводостока, в чьем ведении находится состояние стоков в реку.
О том, что в Москву-реку поступает загрязняющее вещество, стало известно на прошлой неделе во время плановой проверки инспекторами Росприроднадзора. Эксперты выявили, что из коллектора, выходящего в реку, поступает строительная смесь бетонит. Как рассказал «НГ» заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, для утилизации таких отходов строители должны делать пруды-отстойники, потом выкачивать из них воду, а скопившуюся на дне массу вывозить. Поскольку этого не происходило, на данный момент в акватории Москвы-реки в районе Студенец-Ваганьковского и Ермаковского ручьев образовался наносной остров площадью свыше 2 тыс. кв. метров и высотой более 1,5 метра. Выглядит он как большая отмель. По словам Митволя, выяснилось, что искусственный остров намывался полтора-два месяца. Если бы инспекторы не заметили этих сбросов, то Москва-река в районе Белого дома могла превратиться в болото. Кроме того, забилась бы ливневая канализация.
Директор Государственного центра водохозяйственного мониторинга Григорий Баренбойм объяснил корреспонденту «НГ», что бетонит не только токсичен сам по себе, но несет еще дополнительную опасность. «Никто не обращает внимания на тот факт, что эта своеобразная «штукатурка» будет служить мощной площадкой, где будет скапливаться загрязнение, – объясняет эксперт. – Та грязь, которая протекает и уходит вместе с водой, будет нарастать на этом острове».
Мель может представлять опасность для судоходства, поскольку она достигла середины фарватера. Как объяснили в Столичной судоходной компании, специальными средствами для осмотра дна московские суда не оборудованы, есть только заранее отмеченные глубины. «Проверки проводятся ежегодно в начале навигации специальными организациями. Проходят оборудованным теплоходом реку, проверяют глубины. Если необходимо, чистят дно», – отметили в компании.
Как отметил Григорий Баренбойм, загрязнение у Краснопресненской набережной нельзя назвать катастрофическим для реки, однако случившееся демонстрирует отношение к столичной экологии. «Если сутками что-то льется в Москву-реку, главную реку столицы, то что можно думать про тысячи малых рек? Доминанта стройки, задача получения от нее больших денег превалируют в сознании людей, которые отвечают за воздействие строительства на городскую природу», – заключил эксперт.