Вчера стали известны некоторые подробности захвата заложников в колонии строгого режима № 4, расположенной в поселке Шерегеш Таштагольского района Кемеровской области. В результате ЧП, произошедшего в ночь на понедельник, погибли двое осужденных, а также серьезно пострадали два сотрудника исправительного учреждения.
Как сообщила «НГ» пресс-секретарь Главного управления ФСИН по Кемеровской области Татьяна Уфимцева, примерно в 1.30 по местному времени двое сотрудников колонии, а также находившийся с ними осужденный Александр Пермяков прибыли в автомастерскую, где работали осужденные Григорий Дударев и Виталий Козлов. «Сотрудники колонии явились, чтобы забрать их и отвести в жилую зону на спальные места», – пояснила Уфимцева. Дударев и Козлов, вместо того чтобы отправиться на отдых, напали на сотрудников колонии и оглушили их металлическими предметами, а участвовавшего в обходе Пермякова убили. Затем они затолкали в автомобиль «Волга» еще не пришедших в себя сотрудников и потребовали беспрепятственного выезда за пределы колонии.
«Переговоры, которые вел с ними начальник колонии, длились сорок минут, – отметила представитель ГУ ФСИН по Кемеровской области. – Из автомастерских машину выпустили, но блокировали в «шлюзе»». «Шлюз» – это помещение, отделяющее зону от свободной территории. «Оно закрывается и блокируется с двух сторон очень серьезными воротами, – пояснила Уфимцева. – Возможность открыть их есть только у нескольких сотрудников колонии». Начальник колонии несколько раз спрашивал у Дударева: зачем он решился на такой шаг? Тот отвечал, что не согласен с решением суда (он осужден к 12 годам лишения свободы за грабежи и незаконное хранение оружия, срок начал отбывать в 2005 году) и таким образом решил его оспорить. «Так как ни на какие уступки они не шли, было решено действовать силовыми методами, – отметила наша собеседница. – Им открыли внешние ворота, и снайпер, уже занявший позицию, выстрелил в сидящего за рулем Дударева». Далее освободить заложников было уже делом техники – здесь профессионально сработали бойцы сводного отряда, который имеется в каждом подобном учреждении. Дударева доставили в больницу, но помочь ему уже не могли.
Прокуратура Таштагола возбудила уголовное дело по факту захвата заложников. По словам Уфимцевой, Козлов, имеющий четыре судимости за кражи, грабежи и убийства и осужденный к 13 годам лишения свободы, уже начал давать показания. «Он сваливает все на убитого Дударева, дескать, это он разработал план захвата и подбил его на преступное действие», – подчеркнула она. Однако нет никаких сомнений, что готовили «мероприятие» они сообща. Дударев и Козлов – профессиональные автослесари и работали в автомастерской. «На ремонт служебную «Волгу» поставили 1 июня, а 3-го в конце дня они докладывали, что машина пока не на ходу, хотя, как выяснилось, они ее полностью отремонтировали, приготовив к действиям по намеченному плану», – акцентировала внимание на этой подробности представитель ГУ ФСИН. По ее словам, колония работает в обычном режиме. Один сотрудник колонии из числа заложников чувствует себя уже неплохо, а второй – в тяжелом состоянии.
Последний побег из исправительных учреждений, подведомственных ГУ ФСИН по Кемеровской области, имел место в 2000 году. Тогда в июне из колонии № 43 сбежали двое осужденных, но их задержали в течение трех дней.