Причина, по которой в этом году впервые за 10 лет российские министры и высокопоставленные чиновники проигнорировали экономический форум в Лондоне, проста и очевидна – главной площадкой для разговоров с иностранными инвесторами становится Санкт-Петербург.
9 июня здесь стартует XI Международный экономический форум. В его работе примут участие 3700 человек, среди которых чертова дюжина первых лиц государств, 11 глав правительств и не поддающееся исчислению количество успешных бизнесменов со всего мира.
Куратор форума глава Министерства экономики и развития РФ Герман Греф вкратце ознакомил журналистов с программой мероприятия. Откроют форум выступления первого вице-премьера Сергея Иванова, экс-главы Всемирного банка Джеймса Вулфенсона и отца российских реформ Егора Гайдара. Но наиболее интересной, с точки зрения спикеров, представляется программа работы второго дня. Президент России Владимир Путин (по всей видимости, в марте 2008 года передающий бразды правления страной в другие руки) будет делить внимание слушателей с теперь уже бессменным лидером казахского народа Нурсултаном Назарбаевым и отцом «атлантизма», автором термина «постиндустриальное общество» американским политэкономистом Фрэнсисом Фукуямой.
Как всегда, в рамках работы форума ожидается презентация амбициозных инвестиционных проектов, подписание новых контрактов и «закладка» предприятий.
Крупнейшим же инвестиционным событием форума станет презентация российского мегапроекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Это крупнейшая программа регионального развития, по масштабам и значимости сопоставимая лишь с освоением Западной Сибири в 70-е годы прошлого века. Главной задачей этого проекта является освоение богатейших природных ископаемых Северного и Полярного Урала, запасов которых хватит на то, чтобы обеспечить потребности всей российской экономики на 150 лет.
Сегодня же Урал, где сосредоточено ядро российского промышленного и оборонного потенциала, находится в крайне уязвимом положении. В регионе, обеспечивающем 45% потребности черной металлургии, 40% цветной и 35% отечественного машиностроения, сырьевые запасы находятся на грани полного исчерпания. Более половины сырья, потребляемого уральскими предприятиями, приходится везти из мест, удаленных на две, а то и три тысячи километров. Причем значительная часть сырья завозится из стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Например, из Казахстана ежегодно привозится более 20 млн. тонн угля, из Казахстана и Украины – свыше 10 млн. тонн железной руды. От 70 до 100% потребности в марганце, хроме и медном концентрате покрываются за счет поставок из Грузии, Турции, Украины и Монголии. Это ставит оборонную промышленность в уязвимое положение от поставок из не всегда дружественных нам государств. А всю экономику – в зависимость от резких колебаний мировых цен. Достаточно сказать, что мировые цены только на железную руду выросли с 1999 года почти втрое.
Кроме того, завоз такого количества сырья издалека создает огромное транспортное напряжение в стране. Ежегодно для этих целей задействуется порядка 300 тыс. (!) вагонов, идущих только в один конец по нескольку тысяч километров.
Предусмотренное проектом строительство железных дорог на полуостров Ямал и Салехард–Надым (общая протяженность 1250 км) открывает путь к разработке 36 млрд. тонн угля, 60 млрд. тонн железных руд, 1,5 млрд. тонн марганцевых руд, 1,1 млрд. тонн бокситов, а также огромным запасам углеводородного сырья: 1,4 млрд. тонн нефти, 225 млрд. кубических метров газа и 2 млн. тонн конденсата.
По данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет около 290 млрд. долл. По имеющимся прогнозам, в зону освоения, которая появится благодаря строительству железных дорог, смогут переселиться до 150 тыс. человек.
О своем интересе к проекту уже сообщили более 15 потенциальных инвесторов. Кроме того, в освоении готовы участвовать и регионы УФО. В предлагаемой схеме финансирования на долю инвестиционного фонда должна прийтись лишь одна пятая всех затрат. Еще примерно одну пятую берут на себя бюджеты субъектов Федерации, а все остальное приходится на бизнес. Планируется, что возврат бюджетных средств произойдет через шесть лет после старта проекта, причем общий доход бюджетов всех уровней составит свыше 40 трлн. руб. Это примерно соответствует объему общенационального ВВП в 2009 году.
Таким образом, в отличие от Лондона, куда в последние годы деловая публика все больше ездит на модные вечеринки и дискотеки, на форуме в Петербурге будут презентованы проекты, представляющие реальный интерес для бизнеса.