Бойцы с «демократизаторами» мгновенно появляются на месте массовых акций граждан.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В конце минувшей недели жители Нижнего Новгорода устроили стихийную акцию протеста против участившихся поджогов домов в старых кварталах города. Собравшись на одном из пепелищ, они перекрыли улицу Горького, требуя встречи с руководством города и гарантий своей безопасности. В ответ правоохранительные органы предприняли акцию устрашения: к месту скопления народа были пригнаны бронированные машины ОМОНа, десятки бойцов в касках и со щитами начали рассредоточиваться по улицам и дворам, выстраиваться в тесную цепочку. По словам очевидцев, поведение омоновцев напоминало действия бойцов во время марша несогласных.
За последние дни в центре города в зоне исторической застройки произошло три пожара. Два жилых дома в разных частях этого района сгорели практически полностью. Люди, оставшиеся без крова, отказались уезжать в маневренный фонд, не желая соглашаться на непригодные для жизни условия и опасаясь, что там про них просто забудут. Они поселились прямо на улице – готовят на костре, спят в палатке и под открытым небом и требуют выделить им обещанные строителями квартиры. Жители соседних домов приходят их поддержать, приносят еду, одеяла. И сами жалуются на то, что боятся пожаров. «Мы устали караулить свои дома, не спать, мы не знаем, на кого следующая карта выпадет, кого завтра подожгут», – рассказывали они вразнобой корреспонденту «НГ».
Старый фонд в центре Нижнего Новгорода горит уже лет шесть – с тех пор, как в этой части города началось достаточно интенсивное строительство. Люди вынуждены денно и нощно патрулировать свои дома, чтобы не подпустить поджигателей. «Мы живем в постоянном ощущении страха. А это самое тяжелое чувство, какое только может быть», – говорит один из жителей старых кварталов Илья Болдырев. Каждый вечер два часа он поливает свой дом из шланга, чтобы не подожгли. Его частное домовладение с двух сторон тесно окружено строительной площадкой. Вырытый котлован уже подрывает фундамент его дома. А в метре от стены строители установили электрический щит, рядом с которым выставили несколько кислородных баллонов. «Достаточно искры, и мы можем взлететь в один момент, – замечает Илья. – К нашим домам даже подъезда для пожарных нет». На фасаде соседнего дома – надпись крупными буквами: «Частное Бутово в Нижнем».
По словам главного государственного инспектора пожарного надзора по Нижегородской области Алексея Шиканова, в качестве вероятных причин последних пожаров предполагается поджог. По ним уже затребовала материалы прокуратура области. А сами пожарные написали письмо начальнику областного ГУВД Виктору Братанову с просьбой взять под особый контроль расследование «резонансных» пожаров.
В ночь на пятницу ОМОНу не пришлось применять свои навыки по нейтрализации уличных беспорядков. Люди, испугавшись, разошлись сами и улицу перекрывать больше не стали. Уже на следующий день расселением жителей «мятежного» дома занялось областное правительство. Не сегодня завтра квартиры обещают найти всем погорельцам. «Неужели, чтобы власти начали что-то решать, мы каждый раз должны устраивать демонстрации?» – удивляются люди, живущие пока еще на пепелище.
А вот жильцам другого сгоревшего дома повезло меньше. Вокруг него стихийный народный митинг не собирался. Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов сообщил, что жилье погорельцам предоставят к концу года, не раньше.
Нижний Новгород