В большинстве российских городов именно частные маршрутки являются основным средством пассажирских перевозок.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области возбудило два дела в отношении администрации Томска по признакам нарушения антимонопольного законодательства при закрытии двух частных автобусных маршрутов.
В середине мая и.о. мэра Томска Игорь Шатурный подписал постановление о закрытии двух маршрутов, обосновав это решение «несоответствием требованиям безопасности дорожного движения и обустройства автобусных маршрутов и нарушением норм действующего законодательства». На основании ранее проведенного конкурса мэрия передала эти маршруты муниципальному предприятию «Томскавтотранс». Решение городских властей вызвало стихийную акцию протеста водителей и частных предпринимателей у здания мэрии, которая переросла в забастовку. В течение трех дней на прошлой неделе движение пассажирских автобусов в Томске было ограничено – Центральный проспект был блокирован двадцатью «пазиками».
По некоторым данным, на линию вышло всего 220 автобусов вместо 600. По масштабности и общественному резонансу эта акция оказалась сравнимой лишь с протестом по случаю монетизации – она так или иначе коснулась большинства жителей Томска. И поскольку в конфликт оказались втянутыми как представители бизнеса, так и власти, то, несомненно, этот конфликт выходил за рамки чисто экономической борьбы.
Маршрутники протестовали как против незаконного, по их мнению, закрытия старых маршрутов, так и против столь же «незаконного» решения гордумы выставлять старые маршруты на конкурсы. Проведенный конкурс, считают они, был организован специально под близкую мэрии структуру. «Сейчас идет бандитский передел маршрутного бизнеса, – заявил председатель профсоюза работников автотранспорта Томской области Дмитрий Салин, – который начался с департамента дорожного строительства и транспорта». По словам бригадира одного из закрытых маршрутов Евгения Колмакова, «нам сказали: платите по 200 рублей в день с машины и работайте на новом маршруте». Колмаков назвал эти условия «бандитизмом», поскольку предприниматели и так уже платят налоги, так с какой стати им еще платить дополнительно новому работодателю?
Страсти разгорелись нешуточные. Акция проводилась – и это признают сами маршрутники – без разрешения властей. Штрейкбрехерам протыкали колесные шины и разбивали ветровые стекла.
Власть с самого начала решила проявить твердость. Вице-губернатор Юрий Сухоплюев, курирующий вопросы безопасности, позицию в отношении протестующих маршрутников определил четко: они – не в правовом поле, они являются нарушителями общественного порядка. Вице-губернатор Оксана Козловская, курирующая вопросы экономики, отметила, что «ситуация была прогнозируемой». «Рано или поздно, – сказала она, – через такое противостояние пришлось бы пройти. Но сейчас самый важный вопрос – сможет ли выстоять город. Не городская власть, а именно город, жители, которым должно быть понятно, что за всеми этими событиями стоят совсем не те люди, которые сегодня вышли на улицу. Фактами противоправных действий – разбитыми окнами и проколами шин – занимаются правоохранительные органы, которые в целом контролируют ситуацию. Думаю, мэрия Томска правильно оценивает положение дел и не поддастся на шантаж».
«Сегодня в городе, – выступил с драматичным заявлением Игорь Шатурный, – сложилась не просто чрезвычайная ситуация. Всем нам, по сути, объявлена война! Томск сделался заложником откровенно противоправного поведения отдельных владельцев маршрутного бизнеса! Мы принимаем решение, что будем поддерживать и дальше развивать муниципальный транспорт. В этом году уже закуплены 4 новых трамвая и 10 троллейбусов, закупки продолжатся и в дальнейшем. Конкурсы на право осуществлять перевозки пассажиров будут продолжаться».
Выступил и представитель партии власти, лидер единороссов в городской Думе Кирилл Новожилов. «Мы, – заявил он, – поможем власти навести порядок».
Между тем ситуация, которая привела к взрыву, вызревала не менее десяти лет. Вместо того чтобы наращивать и укреплять муниципальный транспорт, о чем только сейчас заговорил и.о. мэра, данный транспорт за эти годы практически уничтожался. Появление недавно в Томске, городе с полумиллионным населением, двух новых трамваев было сочтено событием из ряда вон выходящим. Ныне существующий в городе общественный транспорт более чем на 80% частный. А по некоторым данным, частники осуществляют 90% городских перевозок.
Людмила Смольникова, начальник городского департамента финансов, человек, наверняка добирающийся на работу не в маршрутках, заявила: «Людям сегодня в том виде, в котором существует маршрутный бизнес, неудобно» – и заверила, кстати: «Мы не связаны с маршрутным бизнесом никоим образом». Неоднократно на эту проблему обращал внимание губернатор Виктор Кресс и обещал разобраться. По его мнению, нерешаемость многих конфликтов – следствие того, что за ними стоят частные интересы чиновников – владельцев маршруток. Волею случая как раз за два дня до забастовки Юрий Сухоплюев подтвердил предположение губернатора, заявив, что несколько уголовных дел, заведенных на служащих мэрии за участие в маршрутном бизнесе, передано в суд.
Томск