В преддверии XI Петербургского международного экономического форума все проблемы города на Неве отступили на второй план. И многострадальный «Газпром-сити», переименованный в «Охта-центр», и похищенные девочки, и покушение на губернатора – ни одна из этих тем не может сравниться с форумом по популярности. Что, впрочем, неудивительно, учитывая жгучее желание городских и федеральных чиновников превратить Петербург в российский вариант Давоса.
По словам главы МЭРТа Германа Грефа, на днях в очередной раз приехавшего в город с инспекцией, в этом году в заседаниях форума будут участвовать 3700 человек – в два раза больше, чем в прошлом году. На форуме уже зарегистрировались делегации 47 стран мира. Существенно увеличены выставочные площадки, экспозиции станут более разноплановыми. «Совсем чуть-чуть, и мы станем Давосом!» – примерно под таким лозунгом идет подготовка к форуму.
Невольным оценщиком качества этой подготовки стал мэр Давоса Ханс Петер Михель, который приехал в Петербург к своему приятелю, известному петербургскому доктору и бизнесмену Тамазу Мчедлидзе. Давосский градоначальник вроде бы и не собирался делиться опытом с российскими коллегами, но те, прознав о его визите, проявили завидную настойчивость, так что вежливый швейцарец был вынужден согласиться.
Губернатор Валентина Матвиенко не смогла встретиться с гостем – на боевом посту ее заменили вице-губернатор Михаил Осеевский и директор фонда «Петербургский Экономический Форум» Антон Троянов. Вдвоем они засыпали Ханса Петера Михеля вопросами вроде «Ну а как там оно у вас?». Например, мэра Давоса спросили, как местные жители относятся к проведению в городе экономического форума. «Прекрасно относятся, – ответил мэр, – сперва боялись террористических актов и выступлений антиглобалистов, но потом успокоились. Наш город расположен в горах, в него ведут всего две дороги – мы их перекрываем на въезд и на выезд, и все спокойно!» В глазах питерских коллег читалась явное сомнение в применимости этого опыта в Северной столице. Разве что мобилизовать армию и окружить город войсками, но это может вылиться в такие беспорядки, которые спокойным швейцарцам и не снились.
«А что же, и митинги у вас бывают?» – поинтересовался Михаил Осеевский. «Еще бы, – ответил мэр Давоса, – постоянно приходится успокаивать людей. Три-четыре года назад было очень много проблем. Я лично выезжаю на каждый митинг и пытаюсь помирить митингующих друг с другом и с полицией. Наши правоохранительные органы очень не любят демонстрантов, так и норовят с ними подраться. Впрочем, и митингующие не отстают». Наши, видимо, тут же прикинули, что в этом вопросе можно перенять. «Ну и как вы улаживаете такие конфликты?» – спросил Михаил Осеевский. «Приходится выступать в роли психолога, принимать весь удар на себя. Надо давать людям высказаться, выслушивать все их претензии. Рано или поздно они все равно успокаиваются. Поэтому, видимо, я до сих пор остаюсь мэром», – пояснил Ханс Петер Михель. Мэра Давоса поблагодарили за совет, но не стали рассказывать, что Валентина Матвиенко вряд ли когда-нибудь выйдет к демонстрантам и уж тем более примет их гнев на себя. Даже если ей захочется выступить в роли психолога на каком-нибудь марше несогласных, все равно ФСО ни за что не пустит. А губернатором она и без этого останется.
В ходе беседы стало очевидно, что опыт Давоса в проведении самого котируемого в мире экономического форума хоть и очень интересен, но малоприменим в Петербурге. Отвечая на вопрос «НГ» о том, что нужно сделать Петербургу для того, чтобы приблизиться к уровню Давоса, Ханс Петер Михель улыбнулся и сказал: «Сложно сравнивать наши города – ваш такой большой, а наш такой маленький. Но главное, пожалуй, это безопасность. Она должна быть на мировом уровне».