Целый год понадобился Конституционному суду Татарстана, чтобы найти приемлемый ответ на заявление жителя Казани Ирека Муртазина о проверке законности процедуры избрания мэром Казани и председателем городской Думы Ильсура Метшина. И признать «взаимосвязанными» и «соответствующими Конституции Татарстана» положения, закрепленные ч. 1 ст. 33 и абз. 3 и 4 ст. 81 Устава столицы республики.
Заметим, что ст. 33 Устава города, согласно которой градоначальник «во вновь образованном муниципальном образовании» избирается «из числа кандидатов, выдвигаемых депутатами», была разработана «под» самого первого мэра татарской столицы – нынешнего полпреда президента РФ по Дальневосточному федеральному округу Камиля Исхакова. Как считает заявитель Муртазин, Ильсур Метшин, сменивший Исхакова, был уже вторым мэром, в этом случае должна была работать ст. 35 Устава, гласящая, что «мэр города Казани избирается жителями города сроком на 5 лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Однако власти Татарстана не стали рисковать при избрании Ильсура Метшина, и он получил должность другим путем: выиграл выборы в бывшем исхаковском округе (Вагаповском), стал депутатом гордумы, а затем городская Дума тайным голосованием выбрала его мэром. Согласно все той же ст. 33 Устава, после этого Метшин автоматически становится и председателем городского парламента. В повторном избрании мэра депутатами Ирек Муртазин усмотрел, во-первых, нарушение конституционных прав жителей Казани избирать и быть избранным, а во-вторых, нарушение принципа разделения властей, ибо в данном конкретном случае две власти – исполнительная (мэр города) и законодательная (председатель парламента) – в лице Метшина слились в единое целое. «Я просил Конституционный суд дать просто правовую оценку означенным статьям Устава города, – возмущается Ирек Муртазин, – а они полностью перевели стрелки на гордуму и ее председателя». Ирек Муртазин считает, что «вновь образованное образование» означает «только что образованное». Значит, такой способ избрания мэра можно использовать только один раз, что и было сделано в 2005 году, а выборы Метшина, по мнению Муртазина, должны были быть общегородскими.
«Судьи пришли к выводу, – говорит он, – что город Казань сохраняет статус вновь образованного муниципального образования в течение всего законодательно установленного срока полномочий его представительного органа – городской Думы первого созыва. Тем самым в течение указанного пятилетнего срока полномочий депутатов Казанской гордумы первого созыва избрание главы города Казани должно осуществляться в соответствии с оспариваемыми нормами Устава муниципального образования города Казани».
Если следовать далее логике Конституционного суда РТ, Ильсур Метшин, которого жители считают вторым мэром Казани, вовсе не второй мэр, а тоже первый (может, с буквой «А»). Если Метшин не усидит в своем мэрском кресле до конца пятилетнего срока полномочий городской Думы, избравшей его градоначальником, то его преемника также нужно будет считать первым (наверное, с буквой «Б»). И так далее по алфавиту, ибо полномочия депутатов первого созыва истекают в 2010 году.
Казань