Растущая экономика России пока нуждается в стабильной поддержке. О том, как укрепить этот рост изнутри – на региональном уровне, – «Независимой газете» рассказал депутат Госдумы Георгий Шевцов.
– Каким образом вы, активно занимаясь экономикой регионов, могли бы оценить текущее положение данного направления?
– С разной степенью успешности новые инвестиции привлекают почти все регионы, но разброс сумм и типов бизнеса зачастую огромен. Другая проблема – отсутствие баланса в развитии экономики – где-то перевешивает сфера услуг, где-то наиболее активно развивается строительство и так далее. Выход здесь в определении ключевых направлений развития. Каждый регион должен решить эту задачу сам, опираясь на наиболее конкурентоспособные и перспективные отрасли своей экономики.
– И в контроле со стороны государства при этом необходимости не будет?
– Конечно, необходим единый координирующий орган, состоящий из представителей регионов. Он создал бы вдвойне эффективный диалог – между регионами и федеральной властью. Плюс большая помощь в выработке экономической политики. Но большинство решений в этой связи все равно должно приниматься регионом. На месте лучше видно.
– И что же видно человеку, посвящающему большую часть своего времени регионам?
– Виден потенциал. Снижается инфляция, в структуре ВВП где-то 60% у нас занимает сфера услуг. Вместе с этим мы видим прирост промпроизводства – 5,1% в 2006 году, прирост обрабатывающих производств, популярная ныне тема – Стабфонд, и тот ежеквартально бьет рекорды по приросту. Экономика живет и модернизируется, и заметно это уже не только в федеральном Центре.
– Трудно представить коммерсанта, оставляющего доходный бизнес в Москве ради призрачной перспективы где-то еще. Вы считаете, что экономический потенциал – это весомый побудитель к «переезду»?
– Разумеется, не только потенциал. Регионам вполне по силам стимулировать начальные инвестиции. Это могут быть и определенные налоговые льготы, и развитие банковской системы. Упрощение лицензирования и процедур регистрации – существует целый набор возможностей, которыми надо пользоваться. К тому же сейчас у наиболее смелых предпринимателей будет важнейшее преимущество – намного более низкий уровень конкуренции при стабильном ежегодном росте потребления. В 2006 году эта цифра равнялась 10,2%, что, согласитесь, весьма заметно. Развитая инфраструктура или помощь в ее создании также были бы очень привлекательными для капитала. По такому принципу, кстати, сейчас создаются особые экономические зоны. В том числе вологодская ОЭЗ «Шексна», где власти создают транспортные магистрали и линии связи, а инвесторам в первые годы предлагаются налоговые каникулы.
– А потом созданной инфраструктурой быстренько начнут пользоваться те предприниматели, кто не хотел начинать работу до ее появления и обременять себя ее созданием.
– Во-первых, новые компании зачастую испытывают трудности при использовании чужой инфраструктуры. Это могут быть и финансовые, и многие другие причины. Во-вторых, ничто не мешает властям региона поощрять инвесторов, разделяющих с регионом финансирование инфраструктуры. Многие вопросы позволит решить именно создание системы, а не какие-то одноразовые шаги.
– А как вы видите эту систему?
– Если угодно, как автомобиль или станок. Отдельные детали работоспособны, но не дают желаемого эффекта. Соедините вместе механизм частно-государственного партнерства, борьбу с коррупцией, «банк развития», стимулирование инноваций, федеральные и региональные целевые программы и прочие инструменты – их совместная работа дает совсем другой результат.
– В чем, по-вашему, главные преимущества описанной модели регионального развития?
– Разумеется, такая программа принималась бы не для максимизации чьей-то прибыли. Это залог стабильности на макроэкономическом уровне для России в целом. Баланс с ростом экономики Центра – конечно, новые горизонты для бизнеса. И при разумной реализации всех идей – выигрыш общества: комфортные магазины, банки, рабочие места. Это главное преимущество.