Казанские предприниматели продолжают отстаивать право заниматься бизнесом на рынке пассажирских перевозок. Борьба идет на всех фронтах. В минувшую пятницу частный предприниматель Марат Зелимханов подал заявление в городскую прокуратуру, требуя привлечь к уголовной ответственности сотрудников милиции, которые днем раньше разбили его видеокамеру, на самого Марата надели наручники, скрутили, затолкали в машину ППС и увезли в милицию, где несколько часов продержали в «обезьяннике». А автобус предпринимателя поставили на штрафстоянку, хотя делать этого, считает Зелимханов, они не имели права, поскольку машина своевременно прошла техосмотр и находилась в исправном состоянии. Другое дело, что управляющий автобусом водитель числился в ГАИ как штрафник. Марат Зелимханов, вызванный водителем по телефону, прибыл на место мирно разобраться в случившемся.
Впрочем, ситуация, сложившаяся на рынке транспортных пассажирских услуг в Казани, гораздо сложнее частного конфликта. В декабре прошлого года казанская мэрия провела конкурс на право заниматься частным извозом в столице Татарстана. Его победителями стали те, кто поклялся обновить к началу введения в действие новой транспортной схемы половину подвижного состава: 25% к апрелю и 25% к августу 2007 года. А сама новая транспортная схема должна заработать в Казани, как обещали городские власти, с 1 июля. Однако республиканское управление Федеральной антимонопольной службы признало конкурс незаконным и отменило его итоги. Мэрия опротестовала решение УФМС ТР в Арбитражном суде и, не дожидаясь результатов разбирательства, начала убирать с маршрутов тех, кто не участвовал в конкурсе. Первой жертвой и стал автобус Марата Зелимханова. Вторым – 190-й маршрут «Проспект Победы – Сады», популярный пригородный маршрут, которым пользовались казанские огородники. Открыли маршрут в 2000 году три частных предпринимателя. Спустя семь лет казанская мэрия заявила, что этот маршрут будут обслуживать новые перевозчики.
В результате разгорелась настоящая война: один автобус подожгли, другому фару разбили, в третьем – плафоны. Старые перевозчики не уходят, потому что мэрия только через суд имеет право аннулировать паспорт маршрута. Новые перевозчики не сдаются – все-таки именно они победили в конкурсе.
Крайними, как всегда, оказались казанцы. Теперь они по полтора часа ждут автобус, чтобы добраться до работы, и не могут понять, куда все эти автобусы подевались. Как сказал «НГ» эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Ирек Муртазин, обеспечивающий правовую поддержку частным перевозчикам, отказавшимся принимать участие в конкурсе мэрии, «владельцы одного, двух или трех автобусов, чей парк в сумме составляет без малого половину подвижного состава, не захотели трепать себе нервы и просто ушли с рынка. А оставшиеся примерно 200 автобусов, естественно, не способны закрыть образовавшуюся брешь».
Недовольны казанцы и новой транспортной схемой, которая лишила их возможности за десятку ездить из одного конца города в другой, как это было раньше. «После введения новой транспортной схемы садоводам нет смысла приватизировать свои жалкие клочки земли. Их дешевле теперь забросить, чем за такие деньги с пересадками до них добираться», – пишут они в «Вечернюю Казань» с робкой надеждой, что власти их услышат и примут меры.
Кстати, о последствиях введения новой транспортной схемы казанские власти публично еще в феврале с.г. предупреждал президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Уже тогда его беспокоило, что старые транспортные маршруты, которые нарабатывались в Казани годами с учетом предпочтений жителей, будут разрушены, а новые не смогут удовлетворить пассажиров. Народ начнет скапливаться на остановках, начнет роптать... Уже ропщет.
Казань