В минувший четверг в Ставрополе произошла массовая драка. Результаты печальны: погиб студент-чеченец, несколько человек были ранены. Для разгона дерущихся – в основном молодежи – сотрудники милиции (ОМОН и СОБР) вынуждены были применить табельное оружие (при этом прострелили одному из дерущихся ногу).
Прокуратура Ставропольского края возбудила уголовное дело, по подозрению в совершении преступлений задержаны два человека, еще несколько предполагаемых участников драки задержаны в административном порядке. По одной из версий, инцидент начинался с драки в компьютерном зале между двумя школьниками – кавказцем и славянином. К восьми вечера в ней участвовали около двух десятков человек. А потом на помощь сторонам подтянулись подкрепления, вызванные по мобильному телефону, и драка приобрела массовый характер. В ней, по разным оценкам, участвовало от 100 до 400 человек.
По другой версии, драка произошла между местными армянами и приезжими на учебу в Ставрополь чеченцами и дагестанцами и явно была спланирована. Вечером в компьютерный клуб ворвались около 70 молодчиков в масках и с битами и начали избивать находившихся там студентов.
Какая версия в итоге правильная, по сути, значения не имеет. Правоохранительные органы и власти (в лице главного федерального инспектора ЮФО по Ставрополью Александра Корабейникова) скупо говорят о конфликте на бытовой почве, при этом ссылаются на то, что бойня носила «интернациональный характер». Можно с уверенностью сказать, что и на этот раз межнациональный конфликт будет квалифицирован как банальное хулиганство. Так уже было не раз.
Совсем недавно в Новоалександровке погиб атаман Нижнекубанского казачьего отдела Терского казачьего войска Андрей Ханин. Он конфликтовал с директором мясокомбината, грузином по национальности. После убийства Ханина в городке начались погромы, 160 грузин в страхе бежали из Новоалександровки. В итоге следствие межнационального конфликта не нашло, но городок будоражило несколько недель. Список подобных ЧП на юге страны можно продолжить, вспомнив Калмыкию, Астраханскую область и т.д.
По словам полномочного представителя Дагестана в Ставропольском крае Абдулы Омарова, уголовные дела по преступлениям, совершенным явно из экстремистских побуждений, в лучшем случае возбуждались по статье «Хулиганство». Может, и на этот раз речь идет о банальном (хотя какая уж тут банальность, когда люди гибнут) хулиганстве, если бы не одно, а даже несколько «но»...
Во-первых, правоохранительные органы опять оказались не готовы грамотно действовать в нестандартной ситуации (речь не о разгоне драки, тут омоновцы и собровцы, как известно, проблем не имеют). «Правоохранительные органы оказались не готовы к тому, чтобы предоставить хотя бы короткую достоверную информацию о произошедшем, – заявил мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин. – Ни представителям прессы, ни администрации города, ни руководству края. В результате конфликт породил слухи, домыслы и даже провокации».
Во-вторых, увы, весьма показательно, что подравшиеся школьники (если принять во внимание первую версию) или пострадавшие студенты (версия номер два) позвали на помощь не милицию, а своих соотечественников. Видимо, мало кто из молодых ребят верит, что в наших правоохранительных органах можно добиться справедливости.
В-третьих, после шумной драки в администрации Ставрополя состоялась встреча членов Совета безопасности города с председателем Ставропольского Конгресса народов России Геннадием Степановым и заместителем председателя, руководителем городского культурного центра вайнахов «Нийсо» Джамалаем Эсамбаевым. На встрече много говорилось о том, что для поддержания порядка в городе крайне необходимо взаимодействие органов власти и национальных диаспор, а также правоохранительных органов. А что, раньше поводов для такого взаимодействия не было?
Как сообщил «НГ» секретарь Совета безопасности края Василий Бельченко, во вторник состоится заседание краевой антитерростической комиссии, которая рассмотрит сложившуюся ситуацию. Не поздно ли?