Вчера Общественная палата (ОП) Чечни заявила о том, что обеспокоена бездействием республиканской прокуратуры в деле розыска пропавших граждан. В обращении палаты говорится, что отсутствие результатов работы ведомства вызывает недовольство населения республики, а «при желании прокуратуры можно было бы без труда установить лиц, причастных к похищениям людей». Заявление ОП стало уже вторым резким обвинением в адрес надзорного ведомства после высказывания уполномоченного по правам человека в Чечне Нурди Нухажиева. 16 мая с.г., выступая перед депутатами Чечни, омбудсмен обвинил прокуратуру, и в частности республиканского прокурора Валерия Кузнецова, в бездеятельности и призвал поставить вопрос о снятии его с должности перед Генпрокуратурой РФ.
«Из 292 случаев похищения граждан, имеющих полную базу доказательств о причастности к ним сотрудников различных правоохранительных и силовых структур, ни прокуратурой республики, ни военной прокуратурой ни одно уголовное дело не доведено до суда», – заявил Нухажиев, добавив, что из-за таких неудовлетворительных результатов необходимо возбудить против республиканской прокуратуры уголовное дело.
Сам Валерий Кузнецов, по словам сотрудников республиканской прокуратуры, находится «на лечении за пределами республики». Его возвращения (или невозвращения) с 16 мая с.г. ждут с особым вниманием. Старший помощник прокурора республики Оксана Рогозина опровергла «НГ» сообщения ряда СМИ о том, что Кузнецов должен был выйти на работу 21 мая, и сообщила, что дата его возвращения к обязанностям точно не известна. Старший прокурор управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ Дмитрий Карнажицкий не стал комментировать информацию о том, что в ведомстве обсуждается вопрос о смещении Кузнецова с должности.
Между тем за столь резкими заявлениями в адрес Кузнецова в Чечне усматривают вовсе не возмущение омбудсмена и общественности бездействием прокуратуры. По мнению члена научного совета Центра Карнеги Алексея Малашенко, организованное давление на надзорное ведомство отражает стремление президента Чечни Рамзана Кадырова сменить неугодного ему прокурора и установить полный контроль над силовыми структурами республики: «Кадыров считает, что он способен своими силами поддерживать безопасность и прекратить похищения, но он готов действовать по своим правилам, не хочет ни перед кем отчитываться и лишние глаза ему не нужны. Это, безусловно, противодействие федеральному Центру, потому что федералы хотели бы там иметь какой-то собственный надзор, чтобы судить о ситуации в республике по своим собственным источникам. У Кадырова очень сильные карты, он действительно добился определенной стабильности, пусть и хрупкой, и теперь сам обвиняет федералов в нарушениях».
По мнению экспертов, после устранения Кузнецова с занимаемой должности президенту Чечни будет гораздо легче справиться с Оперативно-разыскным бюро (ОРБ-2) при Главном управлении МВД России по Южному федеральному округу – единственным пока неподконтрольным Кадырову милицейским ведомством в республике. Сегодня благодаря поддержке федеральных структур ОРБ-2, состоящее из милиционеров времен экс-президента республики Алу Алханова, является частью выстроенной в Чечне системы сдержек и противовесов, которую Рамзан Кадыров постепенно перестраивает в собственных интересах. Начало наступления на ОРБ-2 эксперты отсчитывают с 5 мая с.г., когда по поручению Кадырова вице-премьер правительства по силовому блоку Адам Делимханов провел совещание с участием руководства силовых структур, представителей парламента и уполномоченного по правам человека. Участники совещания приняли решение обратиться к Рамзану Кадырову с просьбой выйти на руководство МВД России и добиться ликвидации Оперативно-разыскного бюро.
Между тем начальник информационно-аналитического управления президента и правительства Чечни Лема Гудаев вчера заявил «НГ», что высказывания Нухажиева и Общественной палаты не были инициированы Кадыровым: «Уполномоченный по правам человека делает свою работу, это его точка зрения. Свою точку зрения высказала и Общественная палата. Утверждения о том, что заявления скоординированы с президентом Чечни, абсолютно беспочвенны».