В новейшей российской истории свежа история с приватизацией ОАО «Апатит», ставшая краеугольным камнем обвинения против акционеров ЮКОСа. Тогда в российской печати впервые стала обсуждаться проблема законности приватизации предприятий химической промышленности России.
Сама по себе эта проблема могла бы быть закрыта по давности лет, если бы не текущие неурядицы в этой потенциально крайне перспективной отрасли. Продукция химической промышленности, особенно производства минеральных удобрений, является одной из наиболее прибыльных статей российского экспорта, и при надлежащей организации работы отрасль могла бы приносить в государственный бюджет сотни миллиардов рублей. Напомним, что именно химическая промышленность стала одним из локомотивов ураганного развития японской экономики в 1950-е, а Южной Кореи – в 1970-е. Европейские производители минеральных удобрений до сих пор могут похвастаться высочайшим уровнем рентабельности своих предприятий.
Впрочем, с рентабельностью все в порядке и у российских химиков. Только вот денег в казну от их деятельности идет явно недостаточно. Складывается впечатление, что новые собственники, пришедшие к управлению комбинатами в 90-е годы прошлого века, значительно больше озабочены собственным благосостоянием, чем ростом производства или инвестициями в его расширение.
Одним из таких «проблемных» предприятий все чаще называют новгородский «Акрон». Когда-то флагман российского производства минеральных удобрений, «Акрон» довольно рано был приватизирован (еще в 1993 году) и достался группе компаний, владельцем которой называют российского предпринимателя Вячеслава Кантора (почетный гражданин Великого Новгорода Кантор является председателем координационного совета «Акрона»). С тех пор предприятие регулярно лихорадит по самым разным причинам. В средствах массовой информации не утихают слухи о корпоративных войнах, ведущихся владельцами «Акрона» с другими предприятиями отрасли – в частности, тем же «Апатитом», ведущим производителем сырья для новгородского комбината. Атака на ЮКОС началась как раз с конфликта между «Акроном» и «Апатитом».
В разное время появлялись сведения о том, что в погоне за мечтой о создании общероссийского химического холдинга Вячеслав Кантор пытался приобрести и другие заводы отрасли – Кирово-Чепецкий химкомбинат и пермский «Сильвинит», ведущий производитель калийных удобрений.
Что ждало бы указанные предприятия в этом случае, можно видеть на примере самого «Акрона». Комбинат, по сути дела, так и остался гордостью советской промышленности. Как писали «Российские вести» (номер от 08.12.2004), «приватизационная программа, которую должно было выполнить новое руководство приватизированного «Акрона», была похоронена, план модернизации производства уничтожен, техника безопасности забыта». Пару лет назад в офисах «Акрона» были проведены, пишут «Российские вести», «выемки финансово-отчетной документации в московском представительстве ОАО «Акрон» и в заводоуправлении «Акрона» в Великом Новгороде». По данным издания, «выемки стали частью следственных действий по определению схем, применяемых для вывода прибыли «Акрона» за рубеж».
Стремление экономить на производстве и трудовом коллективе привело к тому, что в прошлом году «Акрон», когда-то одно из градообразующих предприятий Великого Новгорода, как сообщает информагентство «АКС» (17.04.2007), «уже фактически освободился от целого ряда объектов социальной инфраструктуры и непрофильных активов». Многие из сотрудников этих подразделений в результате оказываются без работы – новые предприятия просто не переподписывают с ними контрактов.
Возможно, именно сведения о безответственной социальной и финансовой политике владельцев «Акрона» и вызвали недовольство государства. Не случайно, как сообщает журнал «Эксперт» (номер от 29.08.2005), «Акрон» внесен Счетной палатой РФ в список ста предприятий, приватизированных с наибольшими нарушениями законодательства. Это позволяет наблюдателям предположить, что Счетная палата на этом не остановится и расследует ситуацию с приватизацией на предприятии. В политическом контексте это будет означать, что государство наконец-то наведет порядок в химической промышленности.