Чеченские села по-прежнему в прицелах как боевиков, так и федеральных сил.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера днем в дагестанском городе Хасавюрте была завершена операция по ликвидации боевиков, засевших в одном из домовладений. Она началась еще в субботу: сотрудники ФСБ и милиция при поддержке БТР всю ночь штурмовала здание. По словам начальника пресс-службы МВД Дагестана Анжелы Мартиросовой, в доме находилась бандгруппа из двух или трех человек. Уже после окончания боя боевики обстреляли милиционеров из соседнего дома. Ранения получили трое сотрудников МВД.
Накануне в Хасавюрте были обнаружены два автомобиля, начиненные взрывчаткой, несколько схронов, склады оружия в квартирах, блиндажи в близлежащих горах. Общая масса взрывчатых веществ, «обогащенных» резаной арматурой, металлическими шариками и гвоздями для большего поражения, превысила две сотни килограммов. В Кабардино-Балкарии на окраине Нальчика взрывное устройство оказалось в мусоре, доставленном на городскую свалку. В результате срабатывания взрывного устройства погибли два человека, а часть транспортировавшего мусор трактора отбросило на 500 метров.
Машины-бомбы были обнаружены не только на Северном Кавказе, но и в центре Москвы. В припаркованных у жилого дома по улице Профсоюзной «Жигулях» было обнаружено 20 килограммов пластида со знакомыми поражающими элементами. Исполнители терактов – выходцы из Дагестана и Чечни. Поэтому в МВД Дагестана не исключают, что все преступления, готовившиеся на майский праздники, – звенья одной цепочки.
В соседней Чечне практически ежедневно в сводках фигурирует информация о действиях террористов, задержаниях боевиков, нейтрализации схронов с оружием и боеприпасами, а подчас и боях с гибелью солдат и милиционеров. 6 и 7 мая сотрудниками силовых структур было блокировано село Хаттуни Веденского района Чечни. В ходе боя с группой боевиков здесь были убиты три представителя федеральных войск и местной милиции, четверо получили ранения.
По словам военного коменданта Чечни Леонида Кривоноса, в горах республики сейчас находится около 300 боевиков. Впрочем, как утверждает генерал, произошедшие боестолкновения нельзя расценивать как активизацию боевиков: «Просто правоохранительные органы активизировали свою деятельность по выявлению, задержанию и уничтожению боевиков».
Сложная ситуация и в Ингушетии, где регулярно блокируются села для зачисток, обстреливаются из гранатометов представительства ООН. В Нальчике вновь заговорили о «миссионерах», которые настраивают молодежь на джихад.
Подобного майского разгула боевиков в прошлом году не наблюдалось. Наступившая весна показала, что с замирением Чечни активность боевиков не снизилась. Она просто полностью перешла в террористическую плоскость.
«Удивляет сохранившаяся скоординированность действий боевиков, их подготовка, конспирация и синхронность, – заявил «НГ» конфликтолог Арсен Мерзоев, – Кроме того, что теракты планировалось осуществить одновременно в нескольких республиках, у террористов были обнаружены подробные списки работников милиции и ФСБ, номера их автомобилей, литература по изготовлению самодельных бомб. Боевики столь же фанатичны, как и прежде, – их приходится уничтожать вместе со зданиями, где они укрываются».
Другая точка зрения у политолога Гияра Теймурина: «Желание боевиков напомнить о себе в знаковый для страны День Победы – свидетельство их слабости. Уже нет прежних сил для ведения ежедневного сопротивления, приходится концентрироваться по времени и месту проведения терактов – организовывать их в Москве, накануне международных мероприятий, когда эхо взрывов особенно слышно».
Между тем, судя по неизменившемуся поведению властей, никак не отреагировавших на майскую активность боевиков, это не последняя тревожная весна на юге страны. И не только на юге.
Махачкала