Такие юбилеи принято отмечать в кругу единомышленников. И все же эту дату наверняка сочтут знаковой все народы Северного Кавказа: 28 апреля исполняется пять лет избрания Мурата Зязикова президентом Республики Ингушетия.
Небольшой, по меркам истории, срок в полной мере доказал реальность стабилизации отдельно взятого региона страны, вне зависимости от экономической конъюнктуры и внешнего окружения. Более того, даже политические оппоненты Зязикова признают, что последние пять лет стали для жителей республики эпохой национального возрождения.
Итоги, которые сегодня подводит Ингушетия, республиканская пресса уже назвала промежуточными. Первый президентский срок не стал для Мурата Зязикова последним.
В июне 2005 года, по представлению президента Российской Федерации Владимира Путина, Народным собранием Ингушетии он вновь наделен полномочиями президента республики.Выбор регионального парламента и решение главы государства экспертов не удивил. Судьбу политика, как известно, определяет его личная позиция. Для Мурата Магометовича Зязикова формулируется она предельно просто. Как-то раз, в ответ на привычный уже упрек в «подконтрольности Кремлю», президент Ингушетии заметил: «Правильно. А кому глава субъекта России должен быть подконтролен – американскому Белому дому? У меня и моего народа одна страна и один Кремль».
Политэкономия республики
Судя по результатам социологических опросов, убеждения президента разделяет большинство жителей Ингушетии, а потому политическая жизнь республики лишена сенсаций. Зато экономические и социальные успехи региона не перестают удивлять даже скептиков. Интенсивное развитие последних лет сделало Ингушетию одним из наиболее перспективных регионов Южного федерального округа. При этом опыт, полученный в процессе возрождения народного хозяйства республики, наверняка найдет применение в масштабе всей страны.
Стиль работы команды президента Зязикова в первые годы его правления часто называли антикризисным. На самом деле, начинать пришлось практически с нуля. Ингушетия, самый молодой субъект Российской Федерации, в свое время была образована из трех сельскохозяйственных районов, производственная база которых находилась в упадке, а социальная инфраструктура была разрушена непродуманными реформами. Хуже того: еще пять лет республика имела государственный долг, в три с лишним раза превышавший собственные доходы.
Начинать с малого, при таком масштабе проблем, по крайней мере, неосмотрительно. Программа восстановления, как принято сегодня говорить, была амбициозной. Формула будущего успеха сложилась сама: республике были нужны инвестиции, а их приток возможен только при установлении политической стабильности. Именно поэтому целью первых же хозяйственных проектов стало развитие социальной инфраструктуры. А еще – создание рабочих мест для тысяч жителей республики и вынужденных переселенцев.
Настроение народа можно измерить в экономических величинах. Политическая стабильность Ингушетии имеет прочную материальную базу. Так, в первые же годы президентского правления Мурата Зязикова были газифицированы абсолютно все населенные пункты республики. Первый заместитель председателя правительства России Дмитрий Медведев назвал это «непревзойденным результатом». Второй, не менее важный фронт работ был открыт в отрасли жилищного строительства. Размах программы был поистине государственным: в считанные годы, за счет всех источников финансирования в Ингушетии было возведено более двух миллионов квадратных метров жилья. Дальнейшие события были предопределены логикой классической политэкономии.
В государственном управлении нет мелочей. Все факторы общественного и социального развития взаимосвязаны: решив одну проблему, власть подготавливает почву для решения следующих задач. Так случилось и в Ингушетии. Масштабный «домострой» позволил приступить к решению острейшей проблемы размещения вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и Северной Осетии. Реализация единственной в России «Программы по возвращению и обустройству соотечественников, ранее проживавших в республике» позволила вернуть в Ингушетию свыше 360 русских семей. На родину потянулись уехавшие было специалисты. А значит, возрождающаяся промышленность и сельское хозяйство получили опытные рабочие руки. И не только.
Согласие в обществе, политическая стабильность привлекли зарубежных и отечественных инвесторов. Только за последние полтора года в экономику республики привлечено около четырех миллиардов рублей. В производственную базу республиканской экономики вкладывают деньги предприниматели из США, Турции, Объединенной Европы. Не осталась в стороне бурно развивающаяся Азия на российской национальной выставке в Пекине. Ингушетия впервые представила около 15 инвестиционных проектов, предложений и площадок, которыми заинтересовались инвесторы из Китая. Сегодня в Ингушетии идет строительство южнокорейского завода бытовой техники. Здесь же запущена первая в России линия по выпуску цифровых телевизионных тюнеров, которые обеспечат переход нашей страны на качественно новое телевещание. Уже работает завод двигателей малых мощностей, выпускающий известные всей стране погружные электронасосы «Ручеек», предназначенные для подачи воды из колодцев, скважин и открытых водоемов.
Конечно, программа создания собственной промышленной базы не ограничилась инвестициями в строительство предприятий легкой промышленности. В последние годы здесь создано свыше 14 тысяч рабочих мест. Богатые природные ресурсы Ингушетии, большие запасы нерудного сырья позволили наладить производство стройматериалов. Речь идет не только об элитной ингушской нефти. Помимо добычи топлива в республике успешно идет освоение доломитового месторождения, на базе которого создано новое государственное предприятие «Кавдоломит», специализирующееся на выпуске облицовочной плитки и переработке песчано-гравийной смеси. Работать завод, как и прочие производственные объединения, будет за счет своей, республиканской, энергосистемы, источником которой станет гидроэлектростанция.
Сфера социального участия
Как известно, вектор развития экономики во многом определяет характер политики. По мнению экспертов, сохранив нынешние темпы развития, Ингушетия имеет возможность стать регионом-донором. И как следствие, центром консолидации раздробленного в социальном и политическом плане Северного Кавказа. Благо к этой роли республика готова уже сегодня.
Успех президента Ингушетии в деле консолидации общества отмечают не только социологи. За годы своей деятельности Мурат Зязиков был удостоен высоких наград самых крупных конфессий России. Решением Совета муфтиев России за значительный вклад в дело укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия в обществе, за поддержку программ, направленных на развитие духовно-нравственных и гуманных ценностей ислама, развитие дружбы между народами многонациональной и многоконфессиональной России глава Ингушетии награжден орденом почета «АЛЬ-ФАХР» I степени. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил главе республики орден Преподобного Сергия Радонежского, высший орден Православной Церкви для светских лиц. Епископ Владикавказский и Ставропольский Феофан после вручения награды главе Ингушетии подчеркнул: «У Мурата Магометовича нет ничего главнее, чем его народ, его благосостояние. Я очень редко встречал таких глубоко верующих и добрых людей, истинно переживающих за свой народ. Он и как президент, и как гражданин, и как человек делает очень многое для верующих людей, для религии. Ибо все религии мира призывают к миру».
Социальное благополучие имеет четкие критерии. В первую очередь это готовность молодых обзаводиться семьями и потомством. Республиканские власти это прекрасно понимают: в Ингушетии создана специальная программа по оказанию материальной помощи малоимущим семьям. А семьи участников войны в Афганистане на 100% освобождены от коммунальных услуг, родственникам погибших выделяются необходимые средства для улучшения жилищных условий. В первый год президентства Зязикова все без исключения ветераны Великой Отечественной войны, многих из которых, к сожалению, уже нет среди нас, были обеспечены спецавтотранспортом. Только за последние три года в Ингушетии построено 14 школ. Нет ничего удивительного в том, что в Республике Ингушетия отсутствует проблема демографического спада. Совсем недавно здесь введен в эксплуатацию первый современный Центр охраны материнства и детства, оснащенный по последнему слову техники. Заметное повышение материального состояния населения прямо сказалось на показателе рождаемости: сегодня он в 1,4 раза выше среднего по России, здесь отмечается и самая высокая продолжительность жизни в стране – 77 лет.
Вопрос политический
Северный Кавказ не зря называют бурлящим многонациональным костром. Брошенные недоброй рукой семена сепаратизма здесь всходят кровавым урожаем междоусобиц. На фоне неспокойного Дагестана и замиренной Чечни Республика Ингушетия выглядит настоящим островком мира. Пожалуй, помимо возрождения республики из хаоса разрухи сохранение гражданского согласия и стало главной заслугой президента Мурата Зязикова. Гарантированный российской Конституцией суверенитет Ингушетия реализует в точном соответствии с Основным законом, развивая широкие внешние связи. Активно развивается сотрудничество Республики Ингушетия с другими субъектами Российской Федерации, происходит становление системы международных и внешнеэкономических связей Ингушетии с регионами зарубежных государств
Важным фактором здесь является членство в авторитетных межнациональных организациях. Так, в ноябре 2005 года Республику Ингушетия единогласно приняли в Ассамблею европейских регионов, в ноябре 2006 года – в Бюро Ассамблеи европейских регионов. Активные действия дают конкретные результаты: республика становится узнаваемой в мире многих наций и народностей, культур и традиций, растет инвестиционная привлекательность. Каждый шаг Ингушетии на международной арене транслирует миру новый образ республики, который складывается из трех составляющих: демократии, рыночной экономики и правового государства.
┘Эффективная политика обязана быть честной. Наверное, именно поэтому пятилетний юбилей президента Зязикова не стал поводом для шумных празднеств. Каждый житель Ингушетии знает, что нынешние успехи республики стали возможными благодаря Федеральному центру. Отношения, установившиеся сегодня между столицей Ингушетии, Магасом и Москвой, определил в одном из своих выступлений президент России Владимир Путин: «У нас есть соответствующие программы, есть определенные договоренности на уровне правительства с президентом Зязиковым, к которому я отношусь с большим уважением, и мы все это будем осуществлять». А значит, у Республики Ингушетия впереди годы гарантированного мира и успешного развития.