С началом полевых работ в приграничных районах Дагестана вновь стала актуальна проблема размещения здесь военных городков пограничников. В связи с тем, что для своих нужд военнослужащие, как правило, занимают общинные и пригодные для сельского хозяйства земли, между ними и местными жителями нередко возникают конфликты. Наибольший резонанс земельные споры получили в Рутульском и Ботлихском районах.
К 2010 году в соответствии с Федеральной целевой программой перехода к новой системе охраны госграницы рубежи России планируется оснастить современными системами охраны, а 5-километровая погранзона местами расширится до 30 км. Это уже вызвало недовольство местных властей и населения, так как в заново очерченной режимной зоне окажется весь приграничный с Азербайджаном Южный Дагестан со всеми вытекающими отсюда трудностями перемещения без соответствующих разрешительных документов.
На севере Дагестана свои проблемы. В Бабаюртовском районе около 10 км береговой полосы Каспийского моря, включая селения Новая Коса и Оразгулаул, «ушли» под контроль пограничников. По словам главы администрации района Наримана Абсаламова, теперь жители поселков, которые занимались исключительно рыболовством, не могут вести промыслел без специального разрешения: «Мы хотим хотя бы узаконить водный транспорт, чтобы люди могли свободно выходить в море».
Местное население не выступает против самого строительства военных городков. Присутствие военных в районах способствует развитию транспортной инфраструктуры, строительству газо- и водопроводов, снижает остроту безработицы, а также позволяет пополнить бюджеты различных уровней налогами – до 200 млн. руб. в год. Кроме того, командование погранвойск обещает выплатить компенсации местным хозяйствам за потерю земель сельхозназначения.
Однако, как отметил «НГ» конфликтолог Арсен Мерзоев, «условия военных не до конца устраивают местных жителей, особенно горцев. Выделяемые молодым семьям земельные наделы сократились с 12 до 5 соток. К тому же большая часть налоговых отчислений от функционирования военных городков поступает не в сельские администрации, а в бюджеты районов и республики. Сельчане не в состоянии в полной мере воспользоваться преимуществами размещения военных в районе».
Несмотря на то что формально спорные земли не находятся в собственности администраций Рутула и Ботлиха, а значатся на балансе районных администраций, от строительства городков страдают именно сельские жители. Этим обстоятельством объясняются и завышенные, по мнению военных, требования местных жителей, которые настаивают на выплате компенсаций в размере 100 тыс. руб. на человека и выделения земельных участков за пределами района.
Не решив проблему путем проведения митингов и акций протеста в селах и на центральной площади Махачкалы, главы сельских администраций намерены обратиться в суд с тем, чтобы спорные территории были переданы в их ведение. В этом случае большая часть налоговых отчислений от функционирования военных городков будет перечисляться в сельские бюджеты и может быть направлена на решение проблем «безземельного» населения. Если учесть, что до конца года в Дагестане должны быть введены в эксплуатацию 28 погранзастав с общежитиями для офицеров и казармами для личного состава, исковых заявлений может оказаться в ближайшее время немало.
В пресс-службе погранвойск ФСБ России прокомментировать «НГ» ситуацию отказались, попросив направить соответствующий письменный запрос в Центр общественных связей ФСБ РФ, ответ на который может быть получен не менее,через две недели.
Махачкала