Первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов рассмотрит проект промышленного развития Уральского федерального округа. Именно Урал, утверждают разработчики проекта, может стать стартовой площадкой для активного развития промышленного комплекса России на ближайшие столетия.
Удивительно, но факт: в то время как общество переживает за будущее российской экономики, главным образом опасаясь окончательного превращения государства в «сырьевой придаток Запада», промышленность страны начинает испытывать острый дефицит в этом самом сырье – и плавно переходит на привозное.
Причина тому – вырабатываемые ресурсы разведанных ранее и активно эксплуатируемых на протяжении долгих лет месторождений. Более чем на полтора десятилетия геологоразведочные работы и строительство добывающей инфраструктуры в стране были фактически заморожены. Исключения составляла разве что сфера добычи энергоносителей, но и там масштабных разведочных работ и серьезного строительства практически не наблюдалось.
К сегодняшнему дню один из важнейших промышленных центров страны – Урал – на деле полностью переключился на привозное сырье. Многочисленные перерабатывающие мощности юга региона уже много лет от 30 до 100% сырья (по разным видам деятельности) завозят из других районов страны и ближнего зарубежья – Украины, Казахстана, Грузии. Средняя протяженность пути доставки сырья на предприятия Южного Урала составляет от 1,5 до 3 тыс. км, что вкупе с импортной пошлиной неизбежно и негативно сказывается на себестоимости производства готовой продукции, уровне рентабельности предприятий, а следовательно – на объемах инвестиционных вложений в развитие производственной и социальной инфраструктуры и налоговых отчислений.
Решить эти и другие проблемы призван проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». В начале апреля проект был представлен администрации Уральского федерального округа и главам регионов, теперь с ним планирует познакомиться первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов, прибывший в эти дни с визитом в Екатеринбург.
У проекта три основных составляющих: транспортная, энергетическая и сырьевая.
Первая предусматривает создание транспортного коридора вдоль восточного склона Уральского хребта, основными элементами которого станут железная дорога Полуночная–Обская и автомобильное шоссе Салехард–Агириш–Тюмень. Общая протяженность новых железнодорожных веток составит 1800 км, автодороги – 800 км. Новая транспортная линия сделает возможным освоение природных ресурсов севера Урала и Ямала.
Как отметил председатель наблюдательного совета ОАО «Корпорация «Урал Промышленный – Урал Полярный», заместитель полпреда президента РФ по Уральскому федеральному округу Виктор Басаргин, строительство новых транспортных линий в регионе остро необходимо: уже сейчас РАО «РЖД» с трудом справляется с растущими объемами грузоперевозок, а «Газпром» и нефтяные компании пытаются строить собственные дороги.
Энергетическая составляющая проекта предусматривает строительство шести электростанций, общая мощность которых составит 5000 МВт и около 2 тыс. км. ЛЭП. Генеральный директор корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» Олег Демченко заявил, комментируя программу строительства энергетического комплекса в рамках проекта: «Он позволит обеспечивать поставку электроэнергии с севера на юг. 500–700 мегаватт – такую мощность мы должны потреблять в проекте и, думаю, где-то до 1000 мегаватт передавать по линиям электропередачи в Свердловскую область».
Сырьевая составляющая проекта – это освоение месторождений Приполярного и Полярного Урала. Запасы полезных ископаемых в этих районах огромны. Так, запасы угля оцениваются в границах 36 млрд. тонн, железной руды – 59,1 млрд. тонн, хромовых руд – 850 млн. тонн, марганцевых – 1 млрд. тонн, нефти и газа – 1,5 млрд. тонн и 225 млрд. кубометров. Размеры запасов полезных ископаемых Северного Урала могут перекрыть потребности российской промышленности по различным показателям на 150–400 лет. По цифрам, приведенным на совещании в Екатеринбурге, общая стоимость твердых полезных ископаемых севера Урала оценивается в 7,5 трлн. руб., а прямой экономический эффект от внедрения проекта может составить около 8,5 трлн. руб. (4 трлн. за счет сокращения путей доставки сырья к предприятиям Южного Урала и 4,5 трлн. руб. за счет перехода с импортного сырья на отечественное). При этом сам проект потребует примерно 350 млрд. руб. инвестиционных вложений.
Разработчики проекта утверждают, что «Урал Промышленный – Урал Полярный» – самый масштабный и самый реальный из существующих проектов развития российских территорий. По их мнению, сырьевые запасы Северного Урала дадут импульс развитию всей российской экономики на ближайшие 200 лет.
На прошлой неделе в поддержку проекта выступил председатель комитета Госдумы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. Выступая на заседании президиума фракции «Единая Россия», Шаккум заявил, что благодаря проекту «Урал Промышленный – Урал Полярный» «в значительной мере будет устранена проблема сырьевой безопасности России по стратегическим видам ресурсов». Председатель думского комитета заявил также: «Удешевление сырья повысит конкурентоспособность металлургической промышленности, а на этой основе – машиностроительного, транспортного и других комплексов, составляющих основу экономики Уральского региона».