Идея «Большого Томска» в областном центре пока не привилась.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Председатель Томской областной Думы Борис Мальцев обратился к руководителям областного центра – и.о. мэра Игорю Шатурному и председателю Томской городской Думы Николаю Николайчуку с призывом не утверждать генеральный план развития Томска. Мальцев утверждает, что руководители города три года игнорируют предложения по объединению областного центра, города Северска и ближних сельских поселений, что позволило бы создать «Большой Томск» с населением около миллиона человек.
Идея «Большого Томска» появилась раньше, нежели в Министерство экономического развития и торговли РФ был представлен проект строительства в России 14 мегаполисов. Этот проект был реакцией на обсуждавшиеся планы присоединения Томской области к соседним регионам. Но три года назад высказанное Мальцевым предложение об объединении Томска и находящегося в пяти километрах от него Северска вызвало резкий протест двух мэров – томского Александра Макарова (сегодня он обвиняется в злоупотреблении служебным положением и содержится в СИЗО) и северского Николая Кузьменко. Наблюдатели утверждают, что градоначальники просто опасались потерять свои посты.
В апреле 2004 года Макаров и Кузьменко заявили, что от объединения столь разнородных муниципальных образований пострадают жители и Томска, и Северска, и пригородного Томского района. Градоначальники договорились до того, что у томичей и северчан сложился свой особый менталитет, который «при возможном искусственном сращивании двух разных городов нельзя не учитывать».
Тогда же томскими властями был заказан проект нового генерального плана областного центра под названием «Большой Томск», в котором ни о какой агломерации не было речи. Однако, по заявлению Мальцева, этот проект не решает самой главной задачи – перспективного развития города: «Документ, в котором численность населения в 2025 году прогнозируется на уровне 500 тысяч человек (сегодня в городе проживает примерно столько же жителей. – «НГ»), является планом торможения, а не развития нашего города. А подготовленный проект является всего лишь планом по капремонту областного центра».
Как утверждает Мальцев, десятки крупных инвесторов отказались вкладываться в развитие Томска из-за небольшой численности населения: «Деньги проезжают мимо – в Новосибирск. Клише «Томск – город маленький, и все в нем должно быть маленькое» вредит нам значительно больше, чем так называемый транспортный тупик.
Проблему «транспортного тупика» и соответственно проекта «Томск – супергород», полагает Мальцев, можно было бы решить, если к Томску присоединить ныне входящую в состав Кемеровской области станцию Тайга, находящуюся в 60 км, и проложить от нее скоростную ветку. «Тогда, – считает Мальцев, – мы окажемся расположенными на Транссибирской магистрали. Для сравнения: Красная Поляна находится в 70 км от Сочи, но она будет входить в агломерацию «Большой Сочи». Азов находится еще дальше от Ростова, однако и он будет включен в «Большой Ростов».
Пока еще Томск входит в число 14 городов, которые предлагается сделать миллионниками. Кстати сказать, заместитель директора департамента регионального социально-экономического развития Минрегиона РФ Михаил Перов заметил, что в министерстве все еще отмечают динамичность происходящих в Томске процессов: «Томск, как точка роста, которая имеет межрегиональное значение, – это предложение не только для Томской области, но и окружающих территорий. Если будет предложение по развитию Томска, требующее федеральной поддержки, мы его поддержим».
Томск