Элитную авиатехнику зачехлили на неопределенный срок.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Вчера в центре нового скандала оказался подмосковный аэроклуб «Филин», базирующийся в Истринском районе. Ровно год назад руководству клуба пришлось заплатить крупный штраф за использование под вертолетную площадку земель, предназначенных для ведения крестьянского хозяйства. Причем, как писал тогда «Коммерсант», «проверку инициировал вице-премьер – министр обороны России Сергей Иванов, недовольный тем, что частная техника нарушает воздушное пространство над объектами его ведомства». На этот раз любителей малой авиации обвинили в нелегальной деятельности и контрабанде воздушных судов. До конца дня оставалось загадкой, какие именно структуры ведут расследование.
Информацию об обнаружении нелегального аэропорта недалеко от поселка Крючково в Истринском районе Подмосковья со ссылкой на правоохранительные органы региона распространил вчера Интерфакс. Неназванный источник сообщил агентству, что аэродром, на котором базировалось 19 единиц легкой авиации – как самолеты, так и вертолеты, – был обнаружен в ходе оперативных мероприятий. Возбуждено уголовное дело по факту контрабанды воздушных судов. Вся техника опечатана, устанавливаются владельцы летательных аппаратов, ведется следствие, добавил собеседник агентства.
Печати на вертолетах
Выяснить, что проблемы возникли именно у «Филина», особого труда не составило: аэроклуб как раз базируется в районе 57-го км Новорижского шоссе недалеко от населенного пункта Крючково под Истрой. По приезде в аэроклуб корреспондентам «НГ» пришлось некоторое время постоять у ворот, которые спешно закрыл охранник, как только узнал, по какому поводу к ним приехали. «Никого из органов у нас не было», – бросил он, послав другого охранника к начальству. «Открывай, пусть проходят», – крикнул второй, вернувшись через несколько минут. «К нам приезжали, к нам», – тут же добавил тот, который вначале оказался не слишком разговорчивым.
«Случилось тут то, что Московско-Смоленская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту контрабанды вертолетов. Однако это дело никакого отношения не имеет к работе вертолетной площадки», – с ходу начал рассказывать шеф-пилот аэроклуба Дмитрий Ракитский. «К аэроклубу претензий и быть не может. «Филин» официально зарегистрирован во всех соответствующих органах, и работаем мы в соответствии со всеми документами, принятыми гражданской авиацией. На аэродроме стоят те воздушные суда, которые зарегистрированы в Министерстве транспорта РФ», – сказал он. По словам Ракитского, не далее как 14 февраля 2007 года аэродром прошел полную проверку, организованную Минтрансом, специальной комиссией, в состав которой входили представители ФСБ России, управления Минтранса Московской области, ГУВД Московской области и Истринской городской прокуратуры.
«Аэродром этот абсолютно легальный, он есть на авиационных картах, поэтому все сообщения, в которых заявлялось об обратном, неверны. Все они появляются с определенной целью – это действия конкретно против владельца аэроклуба бизнесмена Сергея Филонова. С ним вам не удастся пообщаться – он находится на допросе у следователя», – сообщил шеф-пилот.
Ракитский выводит нас на площадку, на которой стоят десять опечатанных вертолетов различных марок, в основном Robinson и Bell, накрытых чехлами. Еще пять стоят в гараже. Шеф-пилот сначала просит фотокорреспондента «НГ» не снимать ничего без его разрешения, однако в итоге позволяет снимать все подряд. «Вот, смотрите», – шеф-пилот снимает с одного вертолета чехол и показывает на бумагу, которой опечатано воздушное судно: «Министерство внутренних дел Российской Федерации. Главное управление по Центральному федеральному округу», – читает он вслух надпись на печати. «Каждый вертолет, который базируется на нашей площадке, частный и имеет своего хозяина. Сейчас мы оповещаем об этом всех владельцев вертолетов – все они крупные бизнесмены, члены нашего аэроклуба», – сказал он. По словам шеф-пилота, все бизнесмены относятся к произошедшему с пониманием, поскольку, как он утверждает, «по своей деятельности привыкли к такого рода акциям».
«Представители транспортной прокуратуры изъяли у нас все компьютеры и все документы, которые нашли. Меня в качестве свидетеля приглашают на допрос на следующей неделе. Подробностей дела я не знаю, да и вряд ли на допросе мне что-то расскажут. Скорее, будут спрашивать меня», – добавил Дмитрий Ракитский.
Проверка, которую никто не ведет
В апреле прошлого года деятельность клуба попала под пристальный контроль Московской областной прокуратуры и Московской региональной прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Первая интересовалась законностью использования под вертолетодром земельного участка в 2 га, отведенного, по документам, для ведения сельскохозяйственных работ. Вторая – проверяла информацию о нарушении правил полетов экипажами вертолетов, базировавшихся в «Филине». Как сообщалось, проверку клуба тогда инициировал министр обороны Сергей Иванов, недовольный тем, что любители воздухоплавания нарушают воздушное пространство над объектами его ведомства.
Между тем в руководстве «Филина» на вопросы корреспондента «НГ» заявили, что сообщение Интерфакса недостоверно. Представитель клуба отметил, что в феврале этого года «большая комиссия» проверила все объекты транспорта в Истринском районе на предмет безопасности и антитеррористической защищенности: «К нам никаких претензий не было. И это официально задокументировано». Что касается прошлогодних проблем с Земельным комитетом, то сейчас, по словам представителя аэроклуба, «они урегулированы»: «Тогда нам пришлось заплатить штраф. Но после этого мы просто выкупили землю в собственность и переоформили ее назначение. Поэтому здесь к нам никто придраться не может».
В Минтрансе «НГ» сообщили, что никаких претензий к аэроклубу «Филин» со стороны ведомства нет. «Да, мы знаем о таком клубе, – сообщил представитель пресс-службы министерства. – Техника, которая эксплуатировалась на его аэродроме, регистрировалась в соответствии с законом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, эксплуатируемые воздушные суда имеют сертификат летной годности». Наш собеседник также пояснил, что, если воздушное судно весит меньше 3100 кг, то сертификат эксплуатанта на него не нужен: «Достаточно его зарегистрировать как автомобиль и получить сертификат летной годности конкретно на этот аппарат. И, конечно, регулярно проходить техосмотр».
В ГУВД Московской области корреспонденту «НГ» заявили, что никаких следственных действий сотрудники подмосковной милиции в аэроклубе «Филин» не проводили. По словам официального представителя ГУВД, никаких претензий к руководству аэроклуба у милиции нет.
В Главном управлении МВД по Центральному федеральному округу ситуацию прояснить тоже не удалось. Как заявили корреспонденту «НГ» в пресс-службе управления, они ничего не знают о проверках в «Филине», а о причастности своего ведомства к следственным действиям в Истринском районе узнали от журналистов.
В Московско-Смоленской транспортной прокуратуре корреспонденту «НГ» не смогли дать каких-либо пояснений, сославшись на то, что все вопросы с прессой решаются через Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру. Старший помощник Московского межрегионального транспортного прокурора по связям со СМИ Валерий Обликанов тоже оказался в неведении относительно проверок в Истринском районе и выразил недоумение относительно того, что в деле фигурирует Московско-Смоленская транспортная прокуратура. «Московско-Смоленская транспортная прокуратура занимается Московско-Смоленским участком железной дороги и всем, что с ней связано, – заявил Валерий Обликанов. – Самолеты и аэродромы – это не ее профиль». По его словам, речь может идти о каком-то старом деле, начатом еще до создания межрегиональной транспортной прокуратуры в декабре 2006 года. «Надо выяснять. Возможно, это как-то связано с контрабандой или несанкционированными полетами. Сейчас сказать трудно», – заявил Обликанов.