Прошедшие 11 марта в 14 регионах выборы, показали, что традиционно экономически благополучные регионы остаются идеальной электоральной площадкой для кандидатов от «Единой России». Зато в так называемых проблемных регионах протестные настроения дают шанс не только оппозиции, но и чиновникам из числа беспартийных. Именно этот сюжет, по всей видимости, будет разыгрываться в ближайшее время в Алтайском крае.
Полтора года назад на спасение Алтайского края от экономического и политического кризиса был послан Александр Карлин, в прошлом сотрудник Генпрокуратуры и Министерства юстиции, а до этого – прокуратуры того же Алтайского края. Прекрасно разбирающийся в механизмах силовых структур, Карлин сделал их своим основным ресурсом для воздействия на политические силы региона. И все было бы хорошо, если бы силовые методы губернатор дополнял политическими и экономическими.
Между тем на фоне других субъектов Сибирского федерального округа Алтайский край занимает последнее место по уровню доходов среди населения. По сравнению с 2003 годом индекс промышленного роста за прошедшие годы упал на 4%, темпы роста в машиностроении за тот же период снизились на 12%. Выпуск грузовых магистральных вагонов на профильном предприятии края за три года сократился в полтора раза, трелевочных машин – в 4 раза, тракторов – в 5 раз. Производство кокса сократилось на 15%, строительного кирпича – на 11%. Не до конца сумел новый губернатор разыграть и эффектную карту приглашенного со стороны варяга, за чьей спиной стоит серьезная политическая сила. Авторитет «человека Москвы» скорее даже понизился из-за непопулярных шагов, сделанных руководством края. В результате в январе на улицы Барнаула вышли 5 тыс. человек с протестом против необоснованного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Организаторами митинга стали представители КПРФ. В марте ситуация повторилась.
На фоне предвыборных мероприятий политические бонусы Александра Карлина, с точки зрения единороссов, весьма незначительны. По заявлению центрального политсовета «Единой России», нижняя планка популярности региональных лидеров, к которым на предстоящих выборах будет обращено внимание партии, не должна опуститься ниже 45%. Недавняя история с выбором бийского мэра со всей очевидностью продемонстрировала электоральные настроения. Поддержанный «Единой Россией», кандидат Валерий Тарада не только провалил выборы, заняв в итоге лишь четвертое место, но и занял пост руководителя бийской парторганизации «Справедливой России».
На фоне политической нестабильности и экономической слабости края этот ход Тарады кажется вполне продуманным шагом, к логике которого, по мнению местных наблюдателей, есть смысл прислушаться и Александру Карлину. Чтобы губернатору повысить свой статус, а единороссам укрепить позиции в преддверии выборов, то лучше и тем и другим действовать, что называется, порознь. Возникновение на Алтае отделения идеологически умеренной «Справедливой России» кажется как нельзя кстати. Причем, как ни странно, для всех участников процесса.
Свою пропагандистскую стратегию справедливороссы, не изобретая никаких велосипедов, строят на использовании протестных настроений граждан. Этими настроениями Алтайский край богат. Присутствие «Справедливой России» на политической карте региона обостряет административную возню до уровня политического противостояния. Возникает разнополюсное напряжение предвыборной борьбы, что всегда интересно и дает возможность беспартийным персонажам, в частности Карлину, шанс изменить собственный имидж. Ведь не очень заметный беспартийный губернатор на рабоем месте окружен плотным кольцом заместителей единороссов. Определив же свою партийную принадлежность как справедливоросса, Карлин сможет переодеться в тогу жертвы, списав неудачи на счет исполнителей...
Судя по всему, сложившуюся ситуацию хорошо понимают и сами справедливороссы, в чьем активе до сих пор нет ни одного губернатора. Не так давно депутат от новообразованной группы «Справедливая Россия» в Алтайском крайсовете Дмитрий Макаров сделал недвусмысленное заявление: «Мы будем поддерживать главу краевой администрации Александра Карлина┘ потому что губернатор делает много позитивного и мы видим реальные подвижки в сторону улучшения жизни людей в Алтайском крае». Скорее всего это тот самый идеологический аванс, который открывает перед Карлиным совершенно иные перспективы как партийного, так и административного будущего. Насколько он сумеет воспользоваться оказанной поддержкой, покажут выборы.