Хотели не хотели, но отборочный матч Евро-2008 по футболу Эстония–Россия получился политизированным. Обстановка нагнеталась еще до игры. Российские футбольные болельщики в субботу с утра группами приходили к памятнику Воину-освободителю в центре Таллина. К подножию монумента, который эстонские власти планируют демонтировать и перенести на другое место, россияне под звуки песен «Журавли» и «Катюша» возлагали гвоздики.
Несмотря на существующий в Эстонии запрет на советскую символику, многие болельщики были одеты в футболки и кепки с надписями «СССР». Нужно сказать, что и на предыдущем матче в Таллине в 2002 году эстонцев крайне обидел плакат «Хозяева вернулись!» (дошло до рукопашной), а на этот раз к нему прибавился еще один: «Мой дед – русский партизан».
Сама встреча прошла на стадионе «A Le Coq Arena». На матч, за которым на стадионе следили десять тысяч человек, прибыли около тысячи россиян. Шум во время матча стоял неимоверный. Причем «горячие эстонские парни» опровергли мнение о прибалтах как о крайне спокойных людях.
Единственный человек, который сохранял спокойствие и до, и после игры, главный тренер нашей сборной – Гус Хиддинк. И он добился своего, несмотря на то что сборная по большому счету играла плохо. Особенно в первом тайме. И тревожный звоночек, который прозвучал на 15-й минуте, когда эстонцы нанесли первый ощутимый удар по нашим воротам, заставил напрячься трибуны переполненного стадиона. Впрочем, матч все видели, как и два гола Александра Кержакова, принесшие сборной победу со счетом 2:0. Но не все видели, что происходило вокруг матча, не видели восторженных лиц наших болельщиков, которые добирались в Таллин кто как мог. К слову сказать, визы получили не все, многих отсекли на подъездах к столице Эстонии. Тем не менее примерно наполовину стадион был заполнен болельщиками сборной России (видимо, за счет соотечественников, проживающих в Эстонии), которые вели себя на удивление прилично.
Да, Гус Хиддинк, ко всему прочему, еще и везунчик. Но, как известно, везет тем, кто осознанно работает на удачу. Тактически он выстроил игру безупречно. При тех кадровых потерях, которые сборная понесла накануне, выпускать на поле еще и еще нападающих выглядело полным безрассудством. Но это был, видимо, единственный шанс тренера. И он использовал его до конца.
Проблем, по словам Хиддинка, в сборной полно, но главное достигнуто – есть взаимопонимание игроков и тренеров, есть общее видение стоящей перед командой задачи. А ко всему прочему – наконец удача повернулась к нам лицом. Турнирное положение весьма благоприятно – грех этим не воспользоваться.
Таллин