Трехдневный траур по погибшим на шахте «Ульяновская» под Новокузнецком горнякам объявлен в Кемеровской области. По последним данным, произошедшая 19 марта авария унесла жизни 106 человек, став крупнейшей катастрофой в горнодобывающей отрасли современной России. До нее самым крупным ЧП оставался взрыв десятилетней давности на шахте «Зыряновская», в результате которого погибли 67 шахтеров.
Как сообщили в пресс-службе областной администрации, с 22 по 24 марта отменены все развлекательные мероприятия и приспущены флаги. Пока же, по мнению находящегося на месте трагедии главы МЧС РФ Сергея Шойгу, у спасателей еще остается надежда обнаружить под завалами живых людей: «Надежда найти живых остается до тех пор, пока не будет найден последний человек, который мог находиться в шахте».
До вчерашнего вечера неизвестной оставалась судьба 4 человек, 106 признаны погибшими, 93 спасены, сообщили «НГ» в Главном управлении МЧС РФ по Кемеровской области. В поисково-спасательной операции, которая не прекращалась даже ночью, задействовано 616 человек, в том числе более 60 врачей, а также 87 единиц специальной техники. В ближайшее время также ожидается прибытие в Кузбасс горноспасателей из Читинской, Ростовской, Новосибирской областей, Приморья и Якутии. Ранее в Новокузнецк прилетели специалисты из Москвы, в том числе психологи и врачи Центра медицины катастроф, которые работают с родственниками шахтеров и помогают проводить опознание погибших (вчера было известно, что из 54 поднятых на поверхность тел опознано 24).
По уточненным данным, в момент взрыва в лаве находились 203 человека, в том числе все руководство шахты – 20 человек – и один представитель иностранной компании. «Они демонстрировали представителю британской фирмы, как действует новая аппаратура системы обнаружения газа, – пояснили «НГ» в отделе по работе со СМИ администрации Новокузнецка. – В шахту спустилось почти все руководство – главный инженер, заместитель директора по производству, начальник участка и главный механик. Не было только директора, который находился в отпуске». По словам нашего собеседника, «выбраться на поверхность не удалось никому». Представитель пресс-службы также сообщил, что при взрыве погиб гражданин Великобритании Йен Малкольм Робертсон, который представлял английскую аудиторскую фирму IMC, занимающуюся оценками запасов угля.
В посольстве Великобритании в Москве «НГ» подтвердили гибель подданного Соединенного Королевства. Однако его имя и фирму, на которую он работал, назвать отказались, пояснив, что «эта информация может быть обнародована только после того, как о случившемся будут оповещены родственники погибшего».
На месте происшествия продолжают работать представители прокуратуры и Ростехнадзора, которые выясняют, что именно привело к столь масштабной трагедии на одной из самых перспективных шахт Кузбасса. В сообщении, размещенном вчера на сайте Генпрокуратуры РФ, отмечается: «Установлено, что взрыв произошел во время проведения проверки оборудования. Предположительно, взорвался метан или угольная пыль, в результате чего обрушилась кровля». Между тем в ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь», которой принадлежит «Ульяновская», какую-либо связь между проверкой нового оборудования и взрывом исключают. «Мы планировали запустить в этот день новую дегазационную установку. Но прямой связи со взрывом мы не видим», – заявил Интерфаксу официальный представитель компании, подчеркнув, что «делать выводы о причинах трагедии преждевременно».
В то же время комиссия Ростехнадзора пока не выявила видимых технологических причин аварии на шахте, сообщил пресс-секретарь Ростехнадзора Евгений Аношин. По его словам, комиссия высказывает две версии ЧП: возможная подвижка грунта или ошибка в проектировании. «Все оборудование новое, и оно постоянно находилось под контролем инспекторов Ростехнадзора. Последний раз инспектора ведомства спускались в эту шахту 6 марта», – сказал Аношин.
По делу о взрыве на «Ульяновской» назначены судебно-медицинские экспертизы, решается также вопрос о проведении горнотехнической экспертизы. «Выводы о том, что технологические нарушения перед аварией отсутствовали, рассматриваются в рамках как одно из мнений, они будут приобщены к материалам дела», – сообщил старший помощник прокурора Кемеровской области Алексей Бугаец. В то же время он отметил, что уголовное дело может быть прекращено, если не будет доказана причинно-следственная связь между действиями кого-либо и аварией.
Между тем председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук считает, что сегодняшние проблемы российских шахт связаны с тем, что «за последние 15–20 лет добывающая отрасль потеряла своих лучших специалистов, а новых приобрести не смогла». «Принцип управления производством заключается прежде всего в знании предмета, а в Министерстве промышленности и энергетики, к коему относимся и мы, практически не осталось квалифицированных специалистов-угольщиков и технологов, – заявил эксперт. – Все отдано на откуп работодателю, который не имеет новых утвержденных рекомендаций, технологических карт, схем, обязательных к исполнению. Поэтому каждый горный инженер или технолог разрабатывает шахту исходя из своего понимания ситуации, не учитывая поведение пласта в тех или иных случаях. Что при стечении определенных обстоятельств и приводит к подобным авариям».