Тема межнациональных отношений периодически будоражит российское общество. Как правило, в связи с какими-нибудь происшествиями на национальной почве, избежать которых, увы, удается не всегда. О том, как работают московские власти, чтобы создать условия, исключающие возможность возникновения напряженности на почве межнациональных отношений, «НГ» рассказал председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров.
– Алексей Олегович, Москва, как известно, город многонациональный, и проблема межнациональных отношений для него неизбежна. Что делается в столице для решения этой сложнейшей проблемы?
– Напряженность в межэтнических отношениях в той или иной мере присутствует всегда. Иногда она бывает скрытая, а подчас явная, чему удивляться не приходится – в конце концов даже между членами одной семьи бывают конфликты. Есть различия в мышлении и поведении – значит, есть и потенциал к напряженности. Другое дело – формы и проявления этой напряженности, а главное, отношение к этому общества. Особенно опасно, когда имеют место обобщения, когда конкретного человека или конкретное явление рассматривают сквозь призму национальной принадлежности.
К примеру, по заказу нашего комитета были проведены социологические исследования. Людей просили охарактеризовать состояние межнациональных отношений в Москве. Большинство опрошенных ответили, что они в той или иной степени напряженные. Затем задавался вопрос, были ли у вас самих конфликтные ситуации на межнациональной почве. Оказывается, что в подавляющем большинстве случаев таких ситуаций не было. То есть ксенофобия, по сути, создается на пустом месте.
– Каковы принципы и идеология национальной политики московских властей?
– Еще в августе 2005 была утверждена трехлетняя городская целевая программа «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия». Она имеет комплексный характер и охватывает основные направления общественной жизни города. Идеология этого документа категорически не приемлет трактовку, согласно которой Москва предстает в виде конгломерата народов или диаспор с ядром в виде самой крупной нации. Антитеза «большинство–меньшинство» не соответствует моральному и юридическому статусу столицы многонациональной страны. В Москве проживают не этносы, а москвичи различных национальностей. У нас нет особых национальных категорий, нет привилегий по национальному признаку. Конечно же, при этом никто не может упрекнуть московскую власть в попытках лишить человека его национального самосознания. Но акцентировать принципиальную совместимость и взаимодополняемость национального, регионального и гражданского самосознания очень важно. Именно через укрепление московской идентичности в ее позитивных аспектах возможен переход зрелого массового сознания к ощущению идентичности всероссийской. Такова вкратце наша позиция.
– В Москве есть весьма значительные по численности диаспоры. Есть ли основания опасаться, что в столице появятся этнические кварталы?
– «Чайна-таунов» пока нет. Сегодня можно наблюдать лишь концентрацию мигрантов. Зачастую места их компактного проживания возникают неподалеку от рынков, на которых они работают. Но если ничего не делать, то с течением времени проблема национальных анклавов может стать реальностью.
– И что же делать, чтобы этого избежать?
– В первую очередь нужны не репрессивные меры, а пропаганда. Если мы будем трубить на каждом углу, что Москва – это мультидиаспорный город, если человека нерусской национальности будут искусственно считать в первую очередь членом диаспоры, то никто не будет вливаться в московское сообщество как москвич. Невозможно интегрироваться с размытой средой. Политика интеграции начинает активно реализовываться в том случае, если образ Москвы будет представлен как отчетливая социально-культурная целостность. Важно формировать представление о москвичах разной национальности и вероисповедания как о единой общности, сопричастной судьбе Москвы как столицы уникального многонационального государства.
С другой стороны, интеграция будет возможна, если ценности принимающей среды будут привлекательными. Особенно с морально-этической стороны. И здесь объем работы не меньше, чем с обсуждаемой проблемой адаптации.
– Что говорят сами москвичи о причинах неприязненного отношения к мигрантам?
– Наиболее распространенные опасения москвичей, касающиеся миграции и дающие определенную напряженность в межнациональных отношениях, можно сгруппировать в двух тезисах: утрата сложившегося культурного облика Москвы и узурпация определенными этническими группами социальных ниш в ущерб коренному населению.
В первом случае речь идет о разнице между нормами поведения, принятыми в столице и опирающимися на развитую социальную коммуникативность, и индивидуализмом, клановостью вновь прибывающих мигрантов. Если же посмотреть несколько шире, то основная проблема заключается в том, что город за счет мигрантов пополняет преимущественно нижние социальные слои, которые и так чрезмерно велики.
Мигрант в своей массе не едет в Москву просто так. Он едет непосредственно к кому-то, в какое-то определенное место. В условиях слабой развитости государственной инфраструктуры, обслуживающей мигрантов, этим процессом занимаются теневые структуры, сформированные по этническому принципу. Поэтому государственное регулирование миграционного процесса жизненно необходимо. Вопрос в том, по какому пути оно пойдет действительно. Сегодня задача – заменить эти теневые структуры государственными, причем сделав их действительно более привлекательными.
Кроме того, нельзя не сказать и об интересе бизнеса к сложившимся в Москве рынкам, который, к слову, может подталкивать развитие антииммигрантских настроений.
– Порой много говорится о негативном влиянии СМИ на сферу межнациональных отношений. Есть ли, на ваш взгляд, подобная проблема?
– Средства массовой информации, обладая огромными техническими возможностями, участвуют в формировании установок и стереотипов. Увы, но порой создаются негативные образы целых национальностей. Например, в прессе упоминалось, что половина преступников в Москве – это представители нацменьшинств. Но это далеко не так. Можно говорить о преступлениях приезжих в принципе (их действительно много), но никак о национальном факторе.
Все, что затрагивает сферу межнациональных отношений, на мой взгляд, должно регулироваться государством. Возьмем, к примеру, опыт США. У них тоже разнородная структура населения, но их национальная политика в плане толерантности продумана до мелочей. Обратите внимание даже на такую вещь, как фильмы. Как среди героев, так и среди антигероев всегда присутствуют представители всех рас. Афроамериканцы и азиаты играют там чаще всего положительные роли, нередко начальников. И это не случайно. Расовые различия глубже, чем национальные, и труднее преодолеваются. Но американцам во многом удается предупреждать этническое противостояние. То есть проблема не в самой миграции и мигрантах, а в подходе к ее решению.
Сегодня необходимо в принципе формировать положительный образ реальности, так как негативная, гнетущая атмосфера ожидания опасности делает человека обреченным, побуждает оправдывать свои промахи и ошибки.
– И что делает для этого ваш комитет?
– В конце прошлого года на заседании правительства Москвы был рассмотрен вопрос «О мерах по повышению эффективности деятельности правительства Москвы в области межнациональных отношений». Определена и основная задача – формировать благоприятную информационную среду, способствовать развитию межэтнического взаимопонимания. Есть и конкретные задачи.
В области телевидения и радио предусматривается создание передач, документальных фильмов, роликов и сюжетов, направленных на утверждение межнационального согласия, возрождения исконных морально-нравственных ценностей. Большое место уделено средствам наглядной агитации, социальной рекламе и оформлению города. Возможно, в скором времени москвичи ее увидят. Также продумана эффективная работа в интернете, для которой будут привлечены профессиональные конфликтологи и психологи. Предусмотрено сотрудничество с изданиями путем размещения профессионально подготовленных материалов, направленных на решение поставленных задач.
– Московские власти в этом направлении работают немало. Но, наверное, какие-то проблемы нужно решить на уровне государства?
– Несомненно. Федеральной властью должны быть определены основные принципы деятельности государства в этих сферах. Необходимо принять основополагающие документы: концепции и государственной, и миграционной политики, отвечающие сегодняшним реалиям.
С учетом проблем в области межнациональных отношений, регулирования миграционных процессов эти концепции должны предусматривать комплексный подход к их решению. То есть над этим должно работать не одно ведомство, как сегодня Департамент межнациональных отношений Минрегиона России занимается всей национальной политикой, а ФМС – всеми миграционными проблемами. Этим должны заниматься все правительственные и неправительственные структуры, в части их касающейся. Это и повышение общего уровня образования населения, и интернациональное воспитание молодежи в средних и высших учебных заведениях, изучение в школах истории основных религий мира, народоведения. Плюс к этому – создание нормальных условий жизни и работы для трудовых мигрантов и многое, многое другое.
Совершенно убежден в том, что Москва располагает уникальным, многовековым опытом поддержания межнационального мира, который заключается в умении жить в добре и согласии, без ревнивой оглядки на веру, национальность и расу, и опыт этот вполне можно использовать в федеральном масштабе, применительно к сегодняшним реалиям.