В субботу в самом центре Петербурга состоялась крупномасштабная акция протеста. Несколько тысяч людей вышли на Невский проспект для участия в «Марше несогласных». Правоохранительные органы пытались препятствовать проведению марша, что привело к многочисленным столкновениям с толпой.
Власти Петербурга знали о предстоящей акции и были заранее к ней готовы. С самого утра на станциях метро производились проверки документов буквально у каждого второго пассажира. Тем самым были отсеяны многие активисты, планировавшие участвовать в шествии. Тысячи сотрудников милиции и ОМОНа мобилизовали из соседних городов. По примерной оценке, их количество в итоге вдвое превысило число демонстрантов. В городе появились броневики.
Организатором «Марша несогласных» выступила оппозиционная коалиция «Другая Россия», одним из лидеров которой является депутат от «Яблока» Сергей Гуляев. К шествию присоединились активисты Объединенного гражданского фронта (ОГФ), партии Лимонова, «Яблока», «Авангарда красной молодежи», Народно-демократического союза России. В толпу также влились многие петербуржцы, оказавшиеся в эти часы в центре города.
Предполагалось, что собравшиеся у концертного зала «Октябрьский» люди пройдут маршем до Смольного и проведут митинг там. Поэтому правоохранительные органы начали ставить барьеры именно в этом направлении. Но неожиданно толпа направилась не по Суворовскому проспекту, а в противоположную сторону – по Невскому. Милиционеры, которых застали врасплох, смогли остановить шествие лишь в самом конце Невского проспекта, у Думской башни, где состоялся финальный митинг. Тем не менее несколько раз стражи порядка пытались встать на пути у толпы, что ни к чему, кроме столкновений, не приводило.
Ближе к Думской башне милиционеры решили заблокировать подходы к Невскому, так как с прилегающих улиц в колонну вливались все новые люди. Милиционеры закрыли улицы, но желающие попасть на митинг проникали туда через проходные дворы.
Многие горожане, оказавшиеся в это время в центре Петербурга, не знали о предстоящей акции. Около кордонов, перегородивших примыкающие к Невскому улицы, собрались толпы. «А что там происходит?» – спросил человек у милиционера в каске. «Да это фашисты идут», – ответил служивый. В толпе испуганно зашептались. «Да вы что, какие фашисты? Это просто вранье! – воскликнул интеллигентного вида человек из толпы. – Это же митинг против незаконного отказа в регистрации «Яблока» на выборах!». Его поддержали.
«Марш несогласных» закончился у Думской башни. Люди были вынуждены остановиться, потому что впереди их ждали тысячи омоновцев и несколько броневиков. Здесь состоялся заключительный митинг. Сергей Гуляев взобрался с мегафоном на оконный проем ближайшего здания и принялся зачитывать резолюцию митинга. Несколько раз его пытались снять с импровизированной трибуны, но толпа оттесняла милиционеров. В конце концов им удалось обойти «противника» с тыла и стащить Сергея Гуляева вниз. Он отчаянно сопротивлялся, но превышающие числом милиционеры смогли его скрутить и занести в поджидавший «воронок».
Оставшуюся без предводителя толпу удалось рассеять. Колонны омоновцев со щитами и дубинками разделили массу протестующих на две части, отчистив центр проспекта. Потом на улицу выехали броневики, которые полностью освободили Невский для движения транспорта.
В тот же день губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что в Петербург поездом прибыло два вагона людей с экстремистскими настроениями. Она удивилась, что кого-то не устраивает поступательное развитие города, и отметила, что на митинге были лозунги, поддерживающие Ходорковского и Березовского: «Понятно, откуда финансирование и ресурсы. Я говорю правду – это провокация». В телевизионной программе «Вести – Санкт-Петербург», лояльной губернатору, показали сюжет, в котором происшедшее представлено провокацией националистов и попыткой сорвать выборы.
Санкт-Петербург