В течение двух дней около полумиллиона жителей Черноморского побережья оставались заложниками непогоды. Во вторник вечером практически все побережье на участке от Туапсе до Адлера погрузилось во тьму. Причиной крупнейшей за последнее время энергоаварии стали шквалистый ветер, обледенение проводов и налипание мокрого снега на ЛЭП, вызвавшие многочисленные повреждения на высоковольтных проводах.
Как сообщили «НГ» в пресс-службе Южного регионального центра МЧС РФ, обрывы проводов вызвали аварийные отключения потребителей Сочинского энергоузла. С целью предотвращения возможной перегрузки была отключена от энергосистемы Сочинская ТЭЦ. Вчера утром удалось запустить одну из турбин станции, но ее мощности не хватало для обеспечения всех объектов. Ввод в эксплуатацию первого блока станции позволил обеспечить подачу воды и тепла только на некоторые предприятия, а также в 150 жилых домов, расположенных в Центральном районе Сочи.
Авария, как сообщили «НГ» в департаменте по работе со СМИ РАО «ЕЭС России», привела к прекращению работы многих социально значимых объектов. В зоне отключения оказались 120 детсадов, 97 школ, 65 котельных и 228 санаторно-курортных учреждений. Практически во всех учебных заведениях Большого Сочи были отменены занятия: из 97 школ работали только 10, но и в них занятия проводились по сокращенному графику. В общей сложности из-за нарушения энергоснабжения в школу не пошли 40 тысяч детей, а в дошкольные учреждения – 12 тысяч.
Все жизненно важные объекты, включая девять городских больниц и хлебокомбинаты, обеспечивались питанием из автономных источников энергоснабжения. Автономные источники питания также установлены в 40 из 64 работающих в это время года санаториев.
Как сообщил «НГ» сотрудник пресс-службы городской администрации Сочи Микаэл Нерсесян, восстановительные работы осложнялись тяжелыми метеоусловиями – сильным ветром, морозом и гололедом. По словам мэра города Виктора Колодяжного, наиболее сложная ситуация сложилась в Лазаревском районе, где работы были замедлены из-за глубокого снега. При этом энергетики толком не знали, в каких местах произошли повреждения. Они просто двигались вдоль линий электропередачи, попутно устраняя обрывы. В общей сложности к ремонтным работам было привлечено около 30 бригад Сочинских электросетей. Кроме того, в город прибыли дополнительные бригады энергетиков из Краснодара и Ставрополья.
Энергоавария привела к сбоям в транспортном сообщении. Во вторник вечером из-за отсутствия питания в контактной сети на участке Туапсе–Адлер остановились три пассажирских поезда и две электрички. Однако, как сообщил «НГ» начальник пресс-службы Северо-Кавказской железной дороги Владимир Сверщевский, вчера движение на участке Туапсе–Адлер было практически полностью нормализовано. На аварийный участок было переброшено 12 тепловозов, кроме того, активно использовались маневровые локомотивы.
Благодаря работе резервных генераторов практически не прерывал авиасообщение и аэропорт в Адлере. Во вторник из-за сильного бокового ветра были задержаны шесть авиарейсов. Еще несколько самолетов, летящих в Сочи, были вынуждены лечь на обратный курс. К примеру, аэробус А-310, вылетевший во вторник из «Домодедово» и уже долетевший до Сочи, был вынужден вернуться в аэропорт назначения. Как пояснил «НГ» Илья Новохатский – сотрудник пресс-службы компании S7, которой принадлежал самолет, пилоты еще до вылета осознавали, что в районе Сочи не очень благоприятные метеоусловия, но шансы на улучшение погоды были. «Уже при подлете к Сочи пилоты поняли, что посадка невозможна, поэтому, покружив над Сочи около часа, самолет развернулся и улетел в Москву. Под аэробус А-310 были приспособлены два запасных аэропорта – самарский и московский («Домодедово»), но пилоты рассудили, что лучше всего вернуться в Москву. У аэробуса А-310 большие баки, поэтому топлива вполне хватило».
«В мировой и отечественной практике существует следующий порядок: самолет может вылететь из пункта назначения лишь с тем количеством топлива, которое достаточно для полета до пункта назначения, а также до запасного аэропорта, – пояснил «НГ» президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Если на пути следования нет запасных аэродромов, то перед вылетом определяется точка возврата, до которой пилот узнает прогноз погоды и в случае неблагоприятных для посадки метеоусловий возвращается в пункт вылета».
В настоящее время аэропорт работает в штатном режиме.
Последствия энергоаварии ликвидируют три оперативных штаба – Южного регионального центра МЧС, краевого управления МЧС и оперативный штаб города Сочи. Операцией руководит начальник управления МЧС по Краснодарскому краю генерал-майор Петр Ефремов.
«Очередное ЧП на Черноморском побережье – это еще не самая значительная из всех проблем Краснодарского края, – заявил «НГ» ростовский политолог Василий Петров. – Имидж черноморского курорта и возможного места проведения зимней Олимпиады могут больше подпортить другие беды. Это слабое берегоукрепление (вода наступает на сушу) и сброс сточных и фекальных вод в море. В Сочи нет нормальной канализации, а потому все это рано или поздно может обернуться большой бедой не только для сочинцев, но и для миллионов отдыхающих».
Ростов-на-Дону-Москва