Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев произвел два назначения в своем правительстве. Новым министром промышленности стал Валерий Барулин, а министром предпринимательства – Василий Казаков. При этом глава региона сделал особый акцент на том, что его новые ставленники – нижегородцы. И это не случайно, поскольку перевес в пользу москвичей в обладминистрации уже вызвал антимосковские настроения и стал источником конфликта между Шанцевым и местной элитой.
Став губернатором, Шанцев заявил, что будет делать ставку на нижегородские кадры, и единственным москвичом в его команде оказался тогда лишь московский аппаратчик Леонид Белов, возглавивший администрацию главы региона. Однако постепенно количество «варягов» в команде Шанцева становилось все больше, так что они стали создавать там пусть не количественный, но качественный перевес. Заместителем губернатора по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства стала сотрудница Управления делами президента РФ Ирина Живихина. Директор ДЕЗа Басманного района Москвы Андрей Мошонкин стал министром ЖКХ области. Пост министра инвестиционной политики занял олимпийский чемпион Сиднея по современному пятиборью Дмитрий Сватковский, возглавлявший в свое время вместе с вице-мэром Москвы Шанцевым благотворительный фонд «Пять колец». Руководить Министерством по жилищной политике стал бывший глава комиссии по инвестиционной политике при вице-мэре Москвы Виталий Крючков. А министром строительства Шанцев назначил бывшего сотрудника московский мэрии и столичного предпринимателя Валерия Англичанинова.
Таким образом, москвичи заняли в администрации большинство ключевых постов и стали курировать ресурсные отрасли – земельные отношения, недвижимость, строительство, инвестиции. По оценкам политолога Сергей Кочерова, они занимают более активную и влиятельную роль в правительстве Шанцева, чем нижегородцы на равнозначных должностях.
«В нижегородской элите еще с прошлой весны развивается миф о московской оккупации, – говорит политолог Олег Маслов. – Будто москвичи пришли и положили под себя всю торговлю, теперь якобы бы собираются брать под себя строительный рынок. А когда в регионе запретили торговлю в мини-маркетах и предприниматели-торговцы были вынуждены переселяться в стационарные магазины, это породило антимосковские настроения и в малом бизнесе».
«Это обида! Естественно, пока команда комплектуется из московских, нижегородцы всегда будут недовольны», – замечает депутат Законодательного собрания региона Николай Рябов.
Антимосковские настроения в области еще больше обострились незадолго до Нового года, когда Шанцев устроил разнос в правительстве, прилюдно уволив министра предпринимательства нижегородца Дениса Лабузу. А в середине января по состоянию здоровья ушел в отставку другой нижегородец – министр промышленности Борис Есин.
В результате Шанцеву пришлось сменить тактику: назначая преемников на вакантные посты в правительстве, он сделал акцент на их нижегородском происхождении. Так, новый министр промышленности, бывший гендиректор «Нижегородской ярмарки» Валерий Барулин, по словам губернатора, «хорошо известен в Нижегородской области», а министр предпринимательства Василий Казаков – «коренной нижегородец».
Впрочем, новые назначения неоднозначно воспринимаются в области. Казаков перешел в министры с должности советника малоизвестного предприятия и практически незнаком местным бизнесменам. Барулин, по оценкам Олега Маслова, заметных успехов во время руководства «Нижегородской ярмаркой» не показал: «Выбираются те кадры, которые не будут занимать самостоятельную позицию и не будут лоббистами нижегородского бизнеса. Губернатору стало известно, какую популярность обрел миф о московской угрозе, и он намерен сбить волну недовольства».
Нижний Новгород