В Томске прошел митинг водителей маршрутных автобусов. Протестовали не только шоферы и бригадиры маршрутов, но и владельцы автомобилей. Число участников акции протеста, по некоторым оценкам, доходило до тысячи человек. Протестующие не согласны с выработанной в недрах городской администрации новой транспортной схемой, а также планируемыми к введению конкурсов на существующие и новые маршруты, победить в которых, считают предприниматели, у них не будет никаких шансов. Особое же возмущение вызвал курс городской администрации на сокращение числа перевозчиков. Предполагается, что на каждом маршруте останется только один перевозчик.
По итогам митинга было составлено письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой направить в Томск специальную комиссию – для рассмотрения сложившейся ситуации в сфере пассажирских перевозок. Маршрутники обещали еще не раз выйти на улицу, если их требования не будут выполнены.
По словам Владимира Оккеля, заместителя мэра, директора городского департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта, «изменение транспортной схемы и последующее проведение конкурсов на вновь открытые маршруты повысят прозрачность маршрутного бизнеса». Однако это мало кого могло убедить.
Акция стала кульминацией долгой борьбы по проблемам городского транспорта. Инициирована эта борьба была двумя обстоятельствами: доведением городского муниципального электрического транспорта до состояния чуть ли не банкротства и отменой льготного проезда в маршрутках для пенсионеров.
По словам губернатора Виктора Кресса, во всем виноваты заинтересованные чиновники, как городские, так и областные. Правда, угрозы главы региона вывести их на чистую воду так ни к чему и не привели. Зато в администрации города было выработано предложение, против которого и выступили митингующие. «Мечтой каждого чиновника» назвал новую систему организации перевозок председатель правления независимого союза предпринимателей Томской области и организатор митинга Александр Остроушко.
По его словам, сейчас в Томске около 500 перевозчиков, свободных предпринимателей, имеющих автобус и перевозящих людей по определенным маршрутам. Если у предпринимателя не один автобус, то он нанимает водителя. В результате введения новой системы останется до десятка перевозчиков, считая и владельцев маршрутов. Всем остальным водителям-предпринимателям уготована судьба стать наемными рабочими. Вместо нынешних 900 «пазиков» по городу будет ходить сотни три больших автобусов.
«Хозяевам маршрутов маршрутники будут платить по 20 тысяч в месяц с каждого автобуса, – говорит Остроушко. – То есть не работать, своих подставных лиц провести на конкурсах победителем – это и есть основной смысл реформы, которую сейчас пробивает наш руководитель департамента транспорта Оккель».
Томск