В городе на Неве успешно завершилась акция «Санкт-Петербург – территория мира и согласия», в рамках которой волонтеры из городской еврейской религиозной общины и ассоциации национально-культурных объединений «Лига наций» ездили по улицам и стирали со стен антисемитские и националистические надписи. Люди с тряпками, швабрами и скребками зачистили около 70 граффити, о которых горожане сообщали по импровизированной горячей линии. Городские власти о планируемом мероприятии знали, но присоединяться к акции почему-то не стали.
Акция стартовала в середине ноября, в День толерантности. До конца месяца в информационном отделе городской синагоги принимали заявки от горожан, заметивших оскорбительные надписи на стенах. Рассматривались заявки на ликвидацию только тех изречений и изображений, которые были связаны с расовой или национальной нетерпимостью, фашизмом и другими проявлениями агрессии. Иными словами, просьбы стереть слово из трех букв на заборе вокруг стройки не удовлетворялись.
«К началу декабря у нас набралось около 70 адресов, – рассказала «НГ» редактор информационного отдела синагоги Анна Бродоцкая. – Для ликвидации фашистских надписей были сформированы бригады из представителей еврейской религиозной общины, ассоциации национально-культурных объединений «Лига наций» и участников молодежных программ. К каждой бригаде был прикреплен маляр, который консультировал молодых людей на предмет того, как быстрее и эффективнее стереть очередной националистический слоган или свастику. Он также должен был объяснять, как в процессе стирания надписи не повредить саму стену».
В ходе рейдов волонтеры стерли немало националистических лозунгов классического содержания. Стерли и слоган: «Поддержим Кондопогу огнем!» Все надписи уничтожить не удалось. То ли народные массы оказались не слишком бдительными, то ли мыло закончилось. К примеру, в одном из подъездов дома № 122 по каналу Грибоедова красуется лаконичная фраза, в которой глава государства ассоциируется с теми самыми товарищами, от которых «не будет счастья на земле».
В Смольном о деятельности «стирателей» слышали. «Как чиновник и гражданин я всецело поддерживаю эту акцию, – заявила «НГ» начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Петербурга Любовь Мусиенко. – С синагогой у нас налажено прекрасное взаимодействие, и все их акции, особенно такие, вызывают только уважение». Впрочем, несмотря на уважение, Смольный в этой акции участия не принял. Любовь Мусиенко порекомендовала обратиться за более подробными комментариями в комитет по внешним связям, а именно к начальнику отдела по связям с национальными объединениями Петербурга и соотечественниками за рубежом Борису Коптину. Разговор с ним получился короткий: «Да, я в курсе, что в городе проходила эта акция. Разумеется, я тоже поддерживаю такие начинания, но больше ничего говорить не буду! Это не телефонный разговор». Видимо, деятельность «стирателей» не у всех чиновников вызывает безоговорочное одобрение. Иначе почему говорить по телефону об этом опасно?
Вообще-то подобная акция не понадобилась бы, если бы у городских дворников было специальное распоряжение по этому поводу. Как сообщили «НГ» в местном жилищном комитете, на этот случай существуют только рекомендации общего характера. То есть все зависит от конкретного дворника. Поэтому некоторые надписи закрашиваются сразу, а некоторые уходят в небытие только вместе с самими домами.
Впрочем, как говорят в рекламе, бороться надо не с перхотью, а с болезнью, которая ее вызывает. С этим у нас пока дела обстоят хуже. Нельзя не отметить, конечно, старания городских властей – даже специальную программу «Толерантность» разработали. Но желаемого эффекта пока нет.
Иногда, правда, кажется, что и у нас все-таки происходят изменения к лучшему. В подъезде одного из домов на Литейном проспекте долго красовался знаменитый лозунг, который долго никто не замечал: «Россия для русских!» Но тут кто-то приписал ниже: «Папуа – Новая Гвинея для папуа- новогвинейцев!» И теперь люди, проходящие мимо, улыбаются. Может быть, скоро у нас научатся смеяться над своими пороками, среди которых ксенофобия, увы, занимает далеко не последнее место.
Санкт-Петербург