Можно по-разному относиться к фаст-фуду, но неоспоримым остается одно преимущество: перекусить быстро – это удобно и недорого, это экономит массу времени, а времени, как известно, современному человеку не хватает катастрофически. Попробуем провести параллель между кухней и авиацией. Сегодня рынок пассажирских авиаперевозок насчитывает десятки авиакомпаний, которые как могут борются за своего клиента. Одни несколько раз в год в качестве рекламных акций выбрасывают в кассы билеты по 200 долларов от Москвы до Южно-Сахалинска, другие предлагают приобрести дисконтные карты, которые в зависимости от количества налетанных часов предоставляют владельцу скидки на стоимость авиабилетов. По большому счету, и те, и другие не решают вопроса радикального понижения стоимости билетов. В первом случае рекламные акции нужно буквально пасти, отслеживать их по интернету или постоянно узнавать о них в авиакомпании, во втором – необходимо бесконечно долго парить над землей в самолетах одного и того же перевозчика, чтобы, скажем, через год получить скидку в 30%. В общем, ни то, ни другое значительно не понижает стоимость авиабилетов. В любом случае, если вы захотите на выходные слетать к родственникам в Самару или в будние дни провести деловую встречу в Санкт-Петербурге, билет на самолет будет стоить порядка трех тысяч рублей, но никак не тысячу или еще ниже – пятьсот. А ведь именно по такой цене можно будет совершать перелеты в ближайшее время. На российский рынок пассажирских авиаперевозок выходит авиакомпания-дискаунтер SkyExpress, которая предлагает купить билеты на самолет по┘ 500 рублей. Притом сделать это можно быстро и удобно – все равно что пообедать в «Макдоналдсе».
Буквально полгода назад эксперты скептически смотрели на планы SkyExpress, якобы экономическая ситуация в России не является благодатной почвой для появления бюджетной авиакомпании. Назывались разные причины: и высокая конкуренция в секторе авиаперевозок, и проблемы с получением лицензий на полеты, и отсутствие мощного лобби банковских структур. В настоящее время эти проблемы успешно решены, например, авиакомпанию поддерживает Европейский банк реконструкции и развития. На данном этапе полноценной работе может помешать лишь одна причина – отсутствие парка небольших, экономичных региональных самолетов. SkyExpress намеревается расширять авиапарк. И здесь большие перспективы открываются перед российским региональным самолетом Superjet-100, который будет представлен в четырех версиях: две модификации (75 и 95 мест) – базовые, еще две (75 и 95 мест) – с увеличенной дальностью. Superjet-100 строит «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Уникальность проекта Superjet-100 заключается и в том, что ГСС выбрало перспективный в мировой промышленности тренд создания разных продуктов на базе единой платформы. Унификация позволит строить на одной базе авиалайнеры разной вместимости и назначения, не вкладывая при этом огромные средства в создание новых моделей самолетов. Самолеты строят на заводе КнААПО (Комсомольск-на-Амуре). В настоящее время происходит сборка первого самолета, который уже в начале следующего года поступит на наземные испытания в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Намерение приобрести Superjet-100 уже высказали такие авиакомпании, как «Аэрофлот» (30 самолетов), ФЛК (10 самолетов), Российский альянс авиакомпаний Air Union (15 самолетов). Первые поставки для «Аэрофлота» начнутся в 2008 году. Вполне вероятно, что SkyExpress, позиционирующая себя как авиакомпания-дискаунтер, также станет заказчиком Superjet-100.
На состоявшейся 31 ноября пресс-конференции гендиректор компании Марина Букалова сказала, что ЗАО «Скай Экспресс» рассчитывает начать полеты уже в декабре этого года. Авиаперелеты новой компании будут осуществляться из «Внуково». Заказать билеты можно различными путями – на сайте компании, через бесплатный call-центр, в агентствах или в офисе SkyExpress в московском аэропорту «Внуково». В качестве подтверждения покупки билета SkyExpress вышлет по e-mail или факсу ваучер с данными по бронированию, который и нужно будет предъявить при регистрации на рейс. Оформление обычного бумажного авиабилета будет возможно за дополнительную плату.
Парк авиакомпании состоит пока из двух подержанных самолетов Вoeing-737-300, но вскоре SkyExpress сможет перевозить пассажиров на новеньких воздушных автобусах российского производства Superjet-100.