В России становится все больше богатых людей. Некоторые из них, заработав солидный капитал на родине, предпочитают проживать в теплой Италии или уютной Германии. Другие продолжают свой бизнес в родной стране, заодно уверенно осваивая политическое поле.
Опубликованные недавно в СМИ данные о заработках российских министров продемонстрировали обществу, что бедных людей среди них нет. Немало состоятельных людей среди губернаторов, членов Федерального Собрания.
Можно рассуждать, хорошо это или не очень, но таковы реалии современной политической жизни. Впрочем, так происходит не только в России, но и в большинстве цивилизованных странах. В самом деле, если человек честно заработал свой капитал и аккуратно платит налоги, почему не дать ему возможность проявить себя на политической стезе, продемонстрировать свои способности, продвигая интересы избирателей?
Между тем современная политическая кухня России напоминает толкучку, где помимо серьезных партий и солидных политиков немало временщиков, кочующих от одного лидера к другому, от одной идеи к другой. Понятно, что и методы борьбы с противниками порой выбираются сомнительные.
Недавно под такой прицел попал известный политик, член Совета Федерации от Башкирии Игорь Изместьев. Его имя замелькало в публикациях в контексте, вызывающем, мягко говоря, серьезные вопросы.
Многим памятна история с бывшим моряком-подводником Александром Пуманэ. В сентябре 2004 года на московской улице при профилактическом досмотре в его автомобиле были обнаружены две мощные мины и самодельное взрывное устройство. В отделении милиции в результате «силового» допроса Пуманэ скончался. Офицер милиции, которого следствие считает виновным в смерти задержанного, впоследствии скрылся и до сих пор в розыске. По одной из версий, Пуманэ был случайно вовлечен в историю с боеприпасами, возможно, использован втемную. По другой, он был активным членом «кингисеппской» преступной группировки, на счету которой несколько заказных убийств.
Следственным органам удалось найти вероятных организаторов несостоявшегося преступления в Москве. Сегодня эти люди, подозреваемые в наемных убийствах, дожидаются суда. Казалось бы, справедливость уже почти восторжествовала.
Однако ход дальнейших событий наводит на мысль, что неким силам потребовалось привязать имя члена Совета Федерации к фигурантам «кингисеппского» дела.
Ни для кого не секрет, что любой серьезный российский бизнес 90-х годов (а большинство преступлений по «кингисеппскому» делу, в котором фигурирует Пуманэ, совершены примерно в это время) отягощен спорами хозяйствующих субъектов, которые нередко разрешались автоматными очередями. Не стала в этом смысле исключением и столица Башкирии, где Игорь Изместьев до избрания в Совет Федерации имел свой бизнес, являясь генеральным директором ОАО «Корус-холдинг». В 1994 году под пули киллеров здесь попал бывший заместитель директора ОАО «Новоуфимский нефтеперерабатывающий завод» Салават Гайнанов, в 1999-м жертвой наемников стал сотрудник фирмы «Ронекс» Олег Булатов, а в 2001-м бывший главбух «Башнефтехимторга» Валерий Сперанский. Наконец, «кингисеппские» добрались и до Москвы, где в 2002-м расстреляли руководителя ЗАО «ВМС-Октан» Василия Хитаришвили. По данным следствия, руководил бандитами некто Сергей Финагин, находящийся сейчас в розыске.
Что с этим человеком, неизвестно, но кто-то, судя по всему, попытался удачно распорядиться ситуацией, когда один из подозреваемых в тяжких преступлениях уже покойник (Пуманэ), а другой бесследно исчез (Финагин). Отыскался и человек, которому якобы «были выгодны» инкриминируемые им преступления. «В СМИ на меня вылился поток грязи по делу Пуманэ», – констатирует сам Изместьев в интервью «Коммерсанту». Сенатор сообщил, что готов потребовать опровержения распространяемых слухов через суд.
Повторяется и набор давно известных приемов. В одном из изданий рядом со снимками убитого Пуманэ и разыскиваемого Финагина публикуется фото сенатора, выступающего за трибуной. Под текстом – приписка, что фотографии взяты из оперативной съемки. «Это при том, – комментирует «Парламентская газета», – что никогда против сенатора уголовное дело не возбуждалось, производство об административном правонарушении не начиналось, а генпрокурор не обращался в Совет Федерации с представлением о лишении сенатора неприкосновенности».
Изместьеву пришлось реагировать и на распространенную информацию относительно его дома возле деревни Александровка, что в Красногорском районе Подмосковья. «Пишут, что я там пускал фейерверки, но у меня там живут три собаки и охранник, – говорит сенатор в интервью «Коммерсанту», – я же там не жил ни дня».
«По всем публикациям с обвинениями в мой адрес поданы требования об опровержении, а в случае отказа подготовлены исковые заявления в суд о защите чести и достоинства, – заявил Игорь Изместьев. – Считаю, что оскорбление нанесено не только мне, но и Республике Башкортостан, которую я представляю в Совете Федерации».
Российский политический ландшафт сегодня – относительно спокойный, устоявшийся. Определились основные политические партии, которые поведут спор за места в парламенте, достаточно продуктивно работают Госдума и Совет Федерации, разрабатывая нужные стране законы. Президент Владимир Путин дал ясно понять, что в 2008-м у страны будет другой президент. Но так же внятно он сказал, что не устраняется от участия в большой политике, а преемник продолжит начатое им дело.
Проблем в России еще немало, но людям живется лучше, чем несколько лет назад, и этого нельзя не замечать. Свои споры оппоненты, как правило, предпочитают решать в судах, а не на улицах под аккомпанемент автоматных очередей. Между тем от этой истории повеяло холодом прошлого. Остается ожидать, что процесс над «кингисеппскими», в котором будет фигурировать и погибший Пуманэ, окончательно внесет ясность в это дело.