Министр финансов Алексей Кудрин замер в ожидании новых финансовых притязаний Чечни.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Чечня предлагает создать комиссию по оценке ущерба, нанесенного республике военными действиями в период с ноября 1994 года. Об этом заявил вчера уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. Таким образом, возможно, чеченские власти рассчитывают получить еще более значимые финансовые преференции, чем имеются сейчас.
«Никто реально не занимался определением реального ущерба, нанесенного республике двумя войнами, – заявил «НГ» Нурди Нухажиев. – И пора прекратить спекуляции на тему чеченской «черной дыры». Нужна реальная оценка ущерба, чтобы люди понимали, что не по своей воле они лишились рабочих мест». По словам чеченского омбудсмена, для решения данного вопроса нужна лишь политическая воля. С федеральной стороны ее должен проявить президент РФ, а «в республике, бесспорно, имеет такую волю председатель правительства Рамзан Кадыров». Комиссию, по словам Нухажиева, должно создать правительство РФ с участием представителей кабинета министров Чечни.
Данное заявление, судя по всему, не является инициативой чеченского омбудсмена. Это «НГ» подтвердил представитель Чечни при президенте РФ Зияд Сабсаби: «Это не Нухажиева идея, мы давно об этом говорили. Работа такой комиссии могла бы помочь федеральному Центру определить уровень финансирования на следующие годы. Республиканские власти могли бы оценить ущерб, а федеральные могут проверить эти расчеты. Ситуация в республике стабилизируется, люди уже не боятся военных действий, хотят жить, созидать, строить. И на это нужны деньги». Заметим, что ранее подобные комиссии создавались разве что в бывших братских республиках. Особенно усердствовали прибалты. Литва требовала за период «советской оккупации» контрибуции в размере 20 млрд. долл. (требование это было даже узаконено решением Сейма), эстонцы скромно просили 4 млрд. долл. (правда, раздавались и требования передать Эстонии в аренду часть российской тайги, чтобы компенсировать материальные и моральные потери от «оккупации»), а в Латвии только в прошлом году создали комиссию для подсчета убытков. На работу комиссии, кстати, уже выделена немалая сумма денег – почти 500 тыс. долл.
«Чечня не первый раз пытается выбить себе особые условия, – заявил «НГ» гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. – Что касается нынешних претензий, то, на мой взгляд, это связано с двумя факторами. Во-первых, с тем, что Татарстан подписал договор о разграничении полномочий с федеральным Центром, кое-что себе все-таки выбив. Чечня не хочет остаться в стороне. То, что сейчас происходит между Центром и субъектами Федерации, особенно такими проблемными, как Чечня, есть тихий торг накануне предстоящего избирательного цикла. Во-вторых, это элемент шантажа с тем, чтобы выторговать себе какие-то особые льготные условия. Чеченская элита хорошо понимает, что Чечня может стать одним из пунктов повестки дня предстоящей избирательной кампании».
«Рамзан Кадыров, который контролирует систему чеченской власти, решил в очередной раз подтвердить свой авторитет, – полагает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Если до последнего времени он решал какие-то конкретные задачи, допустим, освободить кого-то, поддержать материально какую-то семью и т.д., что приносило ему немалую популярность, то теперь он хочет показать, что является именно тем политиком, который сможет добиться от федеральных властей крупных компенсаций в масштабе республики. Это имиджевая составляющая. Мол, переговоры вели многие, а успеха добился только он. Во-вторых, речь идет о торге в связи с тем, что уже долгое время откладывается подписание договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным Центром. Кадыров хочет, чтобы нефтяные ресурсы республики были переданы ему. Федеральный Центр этого не хочет. Значит, нужно использовать элемент шантажа. Не даете нефть, потребуем многомиллиардные компенсации за обе войны».
Руководитель пресс-службы правительства РФ Евгений Ревенко ничего не смог сказать «НГ» относительно возможности создания комиссии по оценке ущерба, нанесенного Чечне, и предложил обратиться в Министерство регионального развития, заявив, что именно там занимаются подобными проблемами. В Минрегионразвития вчера получить комментарий не удалось: сотрудники пресс-службы обещали ответить на вопросы «НГ» в ближайшие дни.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)