Похоже, что Москва и Грозный вновь расходятся в оценке ситуации, складывающейся в Чечне. Это касается в первую очередь активизации на территории республики незаконных вооруженных формирований (НВФ). Заявление командующего Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковника Евгения Баряева о том, что на юге Чечни до сих пор находятся до 700 боевиков, отряды которых пополняются молодежью, вызвало ожесточенную критику со стороны чеченских властей.
На состоявшемся в Грозном расширенном совещании, в котором принимали участие Евгений Баряев, командующий временной оперативной группировкой МВД России на Северном Кавказе Олег Хотин, военный прокурор и руководство правоохранительных органов Чечни, глава правительства республики Рамзан Кадыров заявил: «Некоторые силовики заявляли об активизации НВФ. Я с этим не согласен и могу уверенно сказать, что никакой активизации на территории Чечни нет».
Кадырова поддержали и его подчиненные. Глава МВД Чечни Руслан Алханов также попытался опровергнуть информацию о том, что наблюдается массовый отток молодежи в горы: «За десять месяцев текущего года в ряды НВФ ушли 18 молодых людей. В прошлом году этот показатель был в два раза выше. В Чечне зарегистрированы 34 мелкие бандгруппы общей численностью около 500 человек».
На совещании в Грозном работа городских и районных администраций, а также правоохранительных органов Чечни по противодействию терроризму и религиозному экстремизму признана удовлетворительной. Это выглядит немного странным, если учесть, что Кадыров прямо заявил о больших потерях среди властей Чечни, которых уничтожили террористы. При этом явно указывал на то, что ваххабиты проявляют наступательность, а власти порой не проявляют активности.
Примечательно, что Кадыров предложил своеобразный и действенный метод ограждения молодежи от влияния ваххабитов и боевиков. Премьер Чечни считает, что «необходимо организовать постоянный и обязательный призыв чеченской молодежи в армию, и тем самым мы решим ряд задач, начиная от проблемы занятости молодежи и кончая военно-патриотическим воспитанием».
Между тем проблемы призыва чеченской молодежи – прерогатива Генштаба ВС РФ. А его руководство осуществляет лишь ограниченный набор призывников-чеченцев в войска. При этом они остаются служить на территории республики, как правило, контрактниками.
Таким образом, проблемы борьбы с терроризмом в Чечне напрямую связаны со многими социальными и организационными вопросами, во многом зависящими от федерального Центра. Москва и Грозный имеют разные взгляды на ситуацию в Чечне и на всем Северном Кавказе.